Вверх

Злой супермен и сложности пубертата. «Гори, гори ясно»

С миром супергероев фильм Дэвида Яровески связывает многое — от самой идеи о ребенке с историей и способностями Супермена до Джеймса Ганна в качестве продюсера и восходящей звезды Джексона Данна (он уже засветился в роли юного Человека-муравья в последних «Мстителях»), сыгравшего злую инкарнацию Человека из стали. Но те, кто ожидает от фильма чего-либо супергеройского, останутся разочарованы. «Гори, гори ясно» совершенно о другом.

Молодая пара, ведущая уединенный образ жизни на ферме в Канзасе, отчаянно старается завести ребенка. Мать-природа и возможности современной медицины оказываются бессильны, и помощь приходит откуда не ждали: однажды ночью рядом с их фермой падает космический челнок с долгожданным младенцем внутри. Восприняв произошедшее как милость небес, пара оставляет ребенка и растит его как своего. Идиллия прерывается, когда с наступлением 12-тилетия юный Брендон начинает вести себя по меньшей мере странно.

Имя создателя «Стражей Галактики», ожидаемо расположенное на постере наряду с именами режиссера и сценаристов, не должно вводить в заблуждение. Ни с героической командой изгоев из далекого космоса, ни вообще с супергероикой у фильма нет совершенно ничего общего. Дело то ли в том, что работа над фильмом пришлась на непростой прошлогодний период карьеры Ганна, то ли в том, что ему в принципе лучше заниматься сценариями и постановкой, а не продюсированием, но в итоге «Стражи» стали лишь инструментом привлечения аудитории.

Несмотря на схожую с историей о Супермене завязку, «Гори, гори ясно» — это не полноценная альтернатива культовому сюжету и не ориджин суперзлодея, а лишь неплохой, но ординарный хоррор (спасибо, что хоть не elevated) о злобном ребенке, имя которым легион. На месте все, что полагается. Замкнутый и непонятый (и, разумеется, рисующий) ребенок, который оказывается не в силах противостоять внутреннему монстру и начинает вытворять дичь, вовремя все понимающий отец и не вовремя все понимающая, ослепленная любовью к дорогому чаду мать, престарелый детектив, идущий по следу главного злодея и ближайшие родственники, которым суждено принять на себя первый удар. Будут и зеркала, и мигающие лампочки, и выпотрошенные животные. Происходит все, разумеется, в худшем месте на Земле — американской провинции.

Все это, в принципе, не плохо, и клише, как известно, стали клише именно потому, что работают, но есть одно «но». Лучшие из подобных фильмов, как правило, несут в себе определенный посыл. Условный «Омен» — это не только история об отродье Сатаны, но и отражение естественного страха не справится с родительскими обязанностями. Целая армия хорроров с детьми в главных ролях — почти всегда про трудности взросления, непонимание со стороны родителей и окружающих и одиночество. «Гори, гори ясно», заявленный практически как пародия на Супермена, слишком много внимания уделяет схожести Брендона с героем в трико и слишком мало своему смысловому стержню.

Вдобавок, «Гори, гори ясно» просто убийственно серьезен и непроницаемо мрачен. В рамках жанра это вполне нормально и даже скорее хорошо. Но все же от фильма, среди авторов которого — Джеймс Ганн, и где главную роль играет преимущественно комедийная актриса Элизабет Бэнкс, а преподносится это как «история о злом Супермене», ожидаешь чуть больше легкости в изложении и хотя бы пару шуток, разряжающих обстановку.

Впрочем, даже не будучи в полной мере ни хоррором, ни пародией, картина может зацепить. Совершенно нелепая и странная, и оттого даже сильнее пугающая маска злодея; сцена с наполовину оторванной челюстью, отталкивающая настолько, что даже привлекает; диковатая и, опять же, пугающая «романтическая» линия персонажа — такие детали откровение из фильма, конечно, не делают, но своеобразия и сочности повествованию придают.

Но этих деталей все же недостаточно, чтобы вознести фильм в разряд выдающихся, и в итоге это — вполне средний ужастик, не без прелести, но без изюминки. Подойдет поклонникам жанра и в качестве симпатичного одноразового развлечения выходного дня. Фанатам супергероики и Джеймса Ганна, павшим жертвой неверного позиционирования картины — скорее нет.

В кино с 23 мая.