Вверх

Женский мир глазами мужчины. Рецензия на фильм «Фагот»

В начале года на цифровых площадках стала доступной для просмотра экспериментальная трагикомедия Бориса Гуца «Фагот». В российский же кинопрокат картина выходила 1 ноября и осталась не особо замеченной простыми зрителями, а зря. На Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» картина была высоко оценена и получила диплом от Гильдии киноведов и критиков.

Фильм полностью снят на iPhone 7 Plus, что для России в новинку. Между прочим, примерно в одно и то же время и тем же способом Стивен Содерберг снимал «Не в себе», а аж в 2011 году Джафар Панахи сделал свой фильм на iPhone 4. В случае голливудского режиссёра того требовал жанр (хоррор-триллер), и получился эффект мокьюментари. Иранскому режиссёру просто ничего не оставалось делать как снимать на смартфон — власти просто запретили ему снимать кино и посадили под домашний арест. А Борис Гуц остроумно и реалистично зафиксировал зарисовку из жизни обычного русского парня, как будто давая нам возможность прожить её самим.

Главный герой Максим хочет разойтись со своей девушкой Олей (Анастасия Пронина), но никак не решается. Повествование начинается с секса. И на этом для парня всё хорошее заканчивается. Девушка его прессует, шантажирует, лезет в его телефон, навязывает свою модель поведения в отношениях. Словом, ведёт себя как настоящая стерва. Парень от чувства дискомфорта и растерянности наконец набирается смелости и заявляет, что он гей. Не самый лучший способ расставания, и с этого момента всё в его жизни рушится.

Помимо Оли глазами героя мы видим сестру, которую давным-давно бросил отец её ребенка и которая негодует по этому поводу. Она всё время пьёт и вообще не отличается умом и сообразительностью. Коллега по работе достаёт парня глупыми предложениями. Начальница заставляет выходить на работу в выходной. И наконец, мама (мастеровитая Юлия Ауг) пафосно читает стихи и называет бывшую Максима ведьмой, нынешнюю — шалавой. Вот он — раздражающий женский мир героя.

Надо признать, в фильме классные эротические сцены, что для нашего кино — редкость. Возможно, именно съёмка на «айфон» придала камерности и естественности интимным сценам. Оля хоть кажется ведьмой, но чертовски соблазнительной.

Ещё один плюс — хорошо прописанные диалоги. Как будто режиссёр подслушал их на улице, или просто передал часть пьяных кухонных бесед со своими друзьями. И мат из уст героев вполне органичен.

Фильм длится всего час вместе с титрами. Всё происходит стремительно, нет лишних сцен. И нет морализаторства, только с улыбкой и иронией дан срез определённой культурной прослойки населения или даже определённого поколения. Так что не скажешь категорично, что вот, мол, женщины такие-сякие или же поколение инфантильное и пустое. Здесь некому сочувствовать, но есть над чем подумать.

Есть над чем подумать и современным режиссёрам. Вот пример малобюджетного кино. Никаких рамок — и нет нужды просить денег у фонда кино. Берите iPhone и творите.

Кстати, в названии фильма можно увидеть не только музыкальный инструмент, но и обыгрывание жаргонного слова «faggot» — в переводе с английского «пидор».