Back

Я, стереотипы

Кажется, интересные фильмы-байопики, граничащие с другими жанрами, становятся тенденцией.
Не так давно я смотрела «Игру Молли»,— и это высококлассная криминальная драма, с оговоркой на подлинность событий. Сегодня же речь пойдет о фильме «Я, Тоня» («Тоня против всех») — черной комедии, основанной на истории Тони Хардинг, первой фигуристки, решившейся на тройной аксель. А скоро еще и лента «Три биллборда» выйдет на экраны. Понимаете, да? Просто «байопиком» эти ленты назвать язык не поворачивается.
Воистину, истории о несправедливости и сильном характере легли в основу не одного десятка хороших биографических драм.

Повествование ведется в псевдодокументальном формате: актеры фильма рассказывают на видео о событиях почти тридцатилетней давности. О том, с чего все началось — и как закончилось. Вообще название «I, Tonya» отсылает нас к фильму (и книге) «I, Robot» с Уиллом Смитом, где искусственный разум противопоставляется человечности. Так вот, и в истории легендарной фигуристки вся Америка — и мир вместе с ней,— против Тони. Именно поэтому, предположительно, название для проката в РФ звучит не так, как в оригинале.

Простую девчушку четырех лет приводит на каток жесткая и строгая мать. Она настаивает на бесконечных тренировках Тони и регулярно напоминает ей, что та плохо старается — даже когда дочь выбивается из сил.
Мало кто выдерживает такое давление, но Тоня продолжала катиться вверх к пьедесталу.

Стоит отметить, что в то время фигурным катанием занимались дочки холеных родителей, которые могли позволить себе как обучение, так и красивые костюмы для выступлений.
А вот Тоня была простой провинциальной девочкой, которую мама решила, несмотря ни на что и вопреки всему, выдрессировать по максимуму — чтобы у той был путь наверх. Но вот костюмы и определенного рода одежда для Лавоны были полным бредом: дочь же превосходно катается, о чем еще может идти речь?

На соревнованиях было много случаев, когда невероятно быструю и гибкую фигуристку Тоню «заваливали» судьи. Это происходило до тех пор, пока не стало очевидно: Тоня не такая, как все — и ее не хотят «пропускать» в сборную.

История непростая. Ее по очереди комментируют Тоня (Марго Робби), муж Тони Джефф (Себастьян Стэн), мать Тони Лавона (Эллисон Дженни) и друг Джеффа Шон (Пол Уолтер Хаузер). Состав что надо! Марго Робби с абсолютно несносной мимикой «red neck» — деревенщины повествует о том, как все случилось. Курит, ругается, ржет (да, не смеется, а именно ржет), вздыхает. Параллельно Себастьян Стэн, который перевоплотился до неузнаваемости для роли, вяло рассказывает о том, как все шло сначала — и в какой момент все покатилось по наклонной. Пол Хаузер — вообще огненно изображает совершенно якобы ни к чему не причастного друга, совершенно флегматичного задрота. Ну и Эллисон Дженни, еще одно перевоплощение: на нее смотришь — и хочется беспрекословно слушаться.

Рассказы перемежаются воспоминаниями и просто невероятно красивым катанием. В ходе просмотра вообще попадаешь в другую эпоху: музыка на стыке 80-х и 90-х, одежда того времени, странные прически, курение везде, где можно и нельзя…
Съемочная группа воссоздала настолько специфичную и реальную атмосферу, насколько это вообще возможно. Есть над чем посмеяться, есть чему посочувствовать, а иногда от происходящего и вовсе не по себе. Словом, погружаешься в историю и с увлечением наблюдаешь.

История Тони Хардинг действительно непростая. У нее «тяжелая» мать и специфичный муж, ей пришлось бросить школу ради катания — и это все, что она умеет, и для большинства людей она — неотесанная деревенщина.

Представляете, каково это: быть лучшей в своем деле — и не вписываться при всем при этом в облик идеальной фигуристки? Не вписываться в определенный стереотип, который сложился разом у всего мира? Тоня представляет. Самая смелая и отчаянная, самая быстрая и ловкая, самая сильная. И, так или иначе, к 24 годам она дважды побывала на Олимпийских играх, а значит, победить косные и устаревшие взгляды, бытующие в мире фигурного катания, ей удалось.

И из-за странно и неудобно сложившихся обстоятельств, вошедших в историю, ее отношения со спортом выглядят совсем не так, как планировалось изначально.
Но она все та же Тоня, выступающая против всего мира.

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment