Вверх

Я, мать. «Дитя робота» Гранта Спутора

1968 год — «Космическая одиссея», 1984 год — «Терминатор», 2019 год — «Дитя робота». Вероятно, примерно так выглядит ассоциативный ряд, возникающий у авторов последнего фильма в связи с их творением. Хочется ли Гранту Спутору прослыть новым Кубриком или Кэмероном? Скорее всего, да. Получилось ли у него? Едва ли.

В недалеком будущем человечество в очередной раз уничтожило себя и все, что вокруг. Но не все потеряно. Несколько тысяч эмбрионов в специальном подземном бункере уцелело с тем, чтобы под присмотром робота, выполняющего функции матери, вырасти и создать Человечество 2.0. Проект находится на стадии альфа-тестирования, и робоматушка воспитывает и оберегает пока что единственного ребенка, строго запрещая ему покидать станцию. Как оказывается, на то есть веская причина — однажды к ним проникает напуганная и раненная, но вполне живая женщина, смущая покой девушки и заставляя усомниться в правдивости материнских рассказов о безжизненной зараженной пустыне за пределами бункера.

В отличие от именитых предшественников, данной картине о взаимоотношениях человека и машины новой вехой в развитии темы стать не суждено. По большей части потому, что ничего нового она предложить не может. Жаль, ведь идея о человеке, которого вырастил робот, вполне претендует на оригинальность. Но развитие этой идеи в фильме идет довольно поверхностно, плоско и предсказуемо. Мир в целом — и динамика отношений героини с металлической родительницей в частности — прописаны лениво, неожиданные повороты сюжета не неожиданны и вызывают скорее недоумение и вопрос: «И что?»

И само возникновение во время просмотра этого вопроса, как многих других, вроде: «А почему бы не запустить в производство нескольких детей сразу, героине же в любом случае нужна социализация?» или «А как подросшие дети будут заново населять Землю, они же воспитывались, как братья и сестры, неужели такой подход не спровоцирует проблемы в дальнейшем?» обнажает главную проблему фильма. Он очень скучный и, кажется, авторы так до конца и не смогли определиться с тем, о чем и что они хотят сказать. Даже создатели условного «Я, робот», не говоря уже о Кубрике, точно знали, какой фильм снимают. «Дитя робота» кидает то в хоррор, то в пост-апокалиптическую антиутопию, то в футуристичный экшн. И эта мешанина вкупе с фатальной невыразительностью и непродуманностью вселенной фильма если и наводит на размышления, то скорее о скоротечности бытия и о том, на что ты тратишь драгоценное время, а не о роли технологий в жизни человека.

Справедливости ради стоит отметить, что в картине есть пара любопытных визуальных деталей. Цветастые детские наклейки на холодном корпусе робота и затертая карманная книжка с портретами как последний островок человеческого в механическом мире смотрятся замечательно и, безусловно, запоминаются. Однако чтобы разбередить общую затхлость истории о робомаугли, одних деталей недостаточно, и уже через пару минут вторичность фильма опять берет верх.

В кино с 20 июня.