Вверх

We all live in a yellow submarine. «Yesterday» Дэнни Бойла

Strelka Film Festival by Okko

По недавно сложившейся, но уже полюбившейся московским киноманам традиции институт Strelka каждое лето привозит отличные новинки и лауреатов топовых фестивалей года. На этот раз фильмом открытия Strelka Film Festival by Okko стала долгожданная картина режиссера культовых «На игле» и «Пляжа», к тому же снятая по сценарию автора «Реальной любви» Ричарда Кертиса. Неизвестно, специально ли подбиралась дата показа под гастрольный график Эда Ширана (также сыгравшего в фильме), но тем дождливым вечером Москва получила сразу два концерта рыжеволосого сердцееда по цене одного.

Джек Малик, неудавшаяся рок-звезда, совсем отчаялся найти своего слушателя. Фатальная неоригинальность его песен, помноженная на отсутствие харизмы, приводят лишь к местечковым концертам перед парой друзей и случайной публикой. Не спасает даже искренне верящая в него Элли, провинциальная учительница, выступающая в качестве менеджера. После очередной неудачи Джек решает завязать с попытками взобраться на музыкальный Олимп, но судьба преподносит неожиданный подарок в виде автобуса, сбивающего нашего героя как раз в момент кратковременного энергетического коллапса неизвестной природы. Очнется Джек в совсем другой реальности: вроде бы все на месте, вот только, кажется, кроме него, ни один человек на планете никогда не слышал о Beatles.

По-настоящему оценить то, что ты воспринимаешь как данность, довольно просто. Достаточно этого лишиться. В этом смысле то, насколько биттломанским получился фильм о мире без ливерпульской четверки, вполне закономерно. Бойл снял не просто музыкальную комедию с налетом сюрреализма — он воспел настоящую оду творчеству британцев. История успеха Джека Малика — это переосмысленная история феномена Beatles. Причем переосмысленная с беспрецедентным размахом и с большей любовью, чем это было в «Через Вселенную», абсолютном рекордсмене по количеству композиций группы среди художественных фильмов. Если Джули Теймор в своей картине через призму песен биттлов показала важнейшие события западной культурной революции 1960-х, то Бойл и Кертис отобразили значимость их творчества в общепланетарном масштабе и в отрыве от временного контекста.

Песни группы хороши вне зависимости от времени, места, публики и даже исполнителя. Под них будут танцевать, влюбляться и проливать слезы везде и всегда, и даже если, поддавшись на уговоры Эда Ширана, изменить «старомодное» «Jude» на «dude», это не помешает рождению хита. Фактически, своим фильмом Дэнни Бойл лишает Beatles прав на собственное творчество. «All you need is love», «Let it be» и «Help» больше не принадлежат их авторам, они — достояние всего человечества. Как сонеты Шекспира, симфонии Бетховена или фильмы Тарковского. Элеанор Ригби — больше не плод воображения МакКартни и не имя могильной плите в Ливерпуле, это — вневременной образ, подобно Джоконде покоряющий сердца и без знания контекста. Земляничные поля теперь точно навсегда.

yesterday

Но, благодаря остроте ума Кертиса и опытному глазу Бойла, прижизненный памятник легендарной группе не выглядит застывшим монументом. Значение Beatles для мировой культуры в целом и для авторов фильма в частности огромно, но при этом не возвышается над зрителем, заслоняя солнце. «Yesterday» — кино легковесное, смешное, местами наивное и совершенное искреннее. А если добавить к этому песни, подпевать которым выходит само собой, то время просмотра пройдет незаметно.

В кино с 19 сентября.