Вверх

Выживут только любовники. «Верность» Нигины Сайфуллаевой

Чтобы сделать хорошее кино, по большому счету, много не надо. Серьезный бюджет, именитые актеры, новаторский сценарий и команда профессионалов — это, конечно, важно, но история знает массу примеров, когда даже при совпадении этих элементов результат получался не из лучших. Но знает она и примеры обратные, когда решающим фактором являлось нечто совершенно иное. Гораздо важнее просто оставаться честным в своем высказывании и верить в проект. Нигина Сайфуллаева — один из немногих режиссеров большого российского кино, остающихся верным прежде всего этим принципам. Именно такими и выходят ее картины — честными, искренними, откровенными и правдивыми до мельчайших деталей. Таким получился и ее новый фильм.

Лена и Сережа женаты уже не первый год, и страсть в их отношениях уже не та. И Лена, как ей кажется, знает, почему. Подозревая мужа в измене, но не решаясь завести с ним об этом разговор, девушка находит выход из положения, сколь нетипичный, столь и опасный для их брака и ее самой.

При просмотре «Верности» неизбежно возникают параллели с другим отечественным фильмом этого года — «Давай разведемся!» Анны Пармас. На первый взгляд, общего у картин и правда много. В центре сюжета и там, и там — молодая женщина-гинеколог, поднимается тема супружеской неверности и того, как она влияет на брак. Место действия обоих фильмов — не привычные улицы столицы, а провинция. Оба были представлены на последнем Кинотавре, где подверглись определенной критике консервативно настроенной публики за разрешение главного конфликта сюжета (в работе Сайфуллаевой, к тому же, неоправданно много внимания уделили откровенности). Но вместе «Верность» и «Давай разведемся!» образуют любопытный пример того, как, по сути, одна и та же тема и схожая завязка, с точки зрения разных авторов, приводят к совершенно разным результатам. 

По-хорошему, это два диаметрально противоположных взгляда на одну проблему, причем оба, несмотря на свою противоречивость и недовольство ханжей, совершенно легитимны и заслуживают права на жизнь (во многом потому, что саму жизнь, как она есть, и показывают). От фильма Пармас «Верность», помимо пресловутой откровенности (столь вожделенной одними и порицаемой другими), отличает бОльшая смелость в раскрытии проблематики, драматичное повествование и конечный исход.

От сонма других работ о проблемах брака — все та же честность и принципиальный отказ от четкого деления происходящего на черное и белое, а персонажей — на отрицательных и положительных. В фильме одновременно не жалко никого и жалко всех. Нет плохих и хороших людей, в проблемах брака (любых) всегда есть вина обеих сторон, а решаются они не тем, что кто-то осознает свою неправоту и бежит под дождем признаваться другому в любви, а через диалог и попытку понять партнера, что бы он ни сделал. От этого и сцена катарсиса работает по-настоящему, и финальное «я тебя люблю» звучит искренне и нешаблонно. 

«Верность» — это история женщины, снятая женщиной. Но, стоит отдать должное режиссеру, при этом это отнюдь не «женский взгляд». Сайфуллаева не принимает ничью сторону и не делит персонажей по системе «свой-чужой». Мужчины не с Марса, женщины не с Венеры (пусть даже некоторые из персонажей самого фильма считают иначе). И те, и другие живут на одной планете, дышат одним воздухом и находятся не по разные стороны баррикад. Даже не по одну — баррикад и противников нет в принципе, а есть люди, каждый со своими достоинствами и недостатками, мотивами и желаниями, и только честно и открыто разговаривая друг с другом, они могут построить счастливое будущее. 

В кино с 31 октября.