Вверх

Выжившая. «Айка» Сергея Дворцевого

Среди прочих участников шорт-листа «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке «Айка» выделяется по всем показателям. Без крупного бюджета на производство и маркетинг, без громких имен, да к тому же представляющая Казахстан — страну, мягко говоря, на кинематографической карте мира не слишком выделяющуюся. И все же Академия картину отметила, как до нее отметили члены жюри в Каннах и Токио.

 

 

Фильм рассказывает о нескольких днях из жизни Айки (Самал Еслямова), нелегальной иммигрантки из солнечной Киргизии, вынужденной выживать в холодной зимней Москве. Помимо преодоления очевидных сложностей, девушка должна неподъёмную сумму денег людям, у которых лучше не занимать. А небольшого стабильного заработка она лишилась: пропустила работу, на днях родив нежеланного ребенка.

 

Если исходить из синопсиса, то может показаться, что «Айка» — это пронизанный безысходностью и тленом, безжалостный к своим героям фильм-депрессия. Так может показаться потому, что, по большому счету, так и есть. Фильм действительно до страшного реалистичен. Он каждым кадром, как нарочно снятым ручной камерой, будто переносит тебя из уютного кресла кинотеатра…

Уносит от сравнительно беззаботной жизни обладателя паспорта с двуглавым орлом прямиком на заваленные снегом улицы к безразличным прохожим, в душные густонаселенные комнаты к таким же бесправным иммигрантам или того хуже, в роддом, где, держа на руках новорожденный комочек жизни, ты будешь стоять перед выбором, что тебе с этой и своей жизнями делать. Фильм действительно безжалостен к героине — он на каждом сценарном витке с хладнокровием психопата подкидывает ей все больше проблем. В конце концов, на два часа непрерывных страданий человека смотреть попросту тяжело.

 

 

И все же есть причины это сделать.

Во-первых, это Самал Еслямова, исполнительница главной роли, впервые за историю советского и пост-советского кино удостоенная награды в Каннах. И тут дело не только в том, насколько достоверно она воплотила образ Айки, но и в органичности ее присутствия в кадре в целом. Чрезвычайно мало снимавшуюся (это ее вторая работа в большом кино) актрису, что называется, любит камера. Под пристальным холодным взглядом объектива, бесцеремонно вторгающегося в самые интимные моменты жизни персонажа, она совсем не теряется, продолжая самоотверженно работать над раскрытием образа.

Во-вторых, несмотря на специфику темы и визуальное воплощение, будто передающее привет от отечественного артхауса нулевых, в откровенно просящуюся на экран чернуху фильм не скатывается и продукцию канала с четвертой кнопки не напоминает. Чувство меры и стиля создателей позволяет ленте балансировать между бессердечным реализмом и вселяющей надежду историей о любви.

 

 

Но главная причина смотреть «Айку» заключена в другом. За многочисленными злоключениями протагониста и безразличием ее окружения, в котором каждый занят своими проблемами и человек человеку волк, проглядывается глубокая эмпатия автора к героине. А также желание показать жизнь человека в условиях, которые и к выживанию-то не слишком располагают. Желание это создатели не скрывают, искренне радуясь простому «я теперь совершенно по-другому буду смотреть на человека, подметающего у меня во дворе», услышанному от первых зрителей картины. В конечном итоге, грубый реализм, обнажающий неприглядную и неприметную для взгляда обывателя сторону жизни, необходим хотя бы для того, чтобы пробудить в нем чисто человеческое чувство сострадания.

Смотреть «Айку» действительно тяжело, но необходимо.

В кино с 14 февраля.