Back

Воспоминание о смерти

Сегодня выбор редакции пал на «Вальс с Баширом» (реж. Ари Фольман, 2008). «Мы можем забыть прошлое, но прошлое не забудет нас».

Вы удивитесь: это мультфильм, а о них мы обычно не пишем.
Он не разноцветный, не смешной, не жизнерадостный и ни в коем случае не детский. Он даже не поучительный. Потому что документальный.
Это — воспоминание о войне в Ливане, через которую прошел режиссер.

Ари Фольман изначально хотел снимать именно фильм, но не все его товарищи были готовы показать свое лицо, и тогда он нашел альтернативу. Однако, озвучивают персонажей реальные люди, те самые, которые вместе пережили Ливанскую войну и видели настоящий ад. Это особый случай — когда экранизация, которую нельзя назвать экранизацией, принадлежит непосредственному участнику событий. Не сценаристу там или режиссеру, не фанатику, добравшемуся до «черного списка» и не родственнику солдата… А самому солдату. Пожалуй, Уайльд прав: мы не извлекаем из истории уроков. А вот Ари Фольман решил дать урок всем, кто имеет и всем, кто не имеет отношение к происходящему на экране. И это имеет смысл: кто, как не свидетель реальности, может сказать наверняка, что видел — и попытаться простить себя за это, — и донести до зрителя, что видение и понимание до сих пор уничтожают его изнутри.

Сюжет переключается между кадрами боевых (и не только) действий — и реальностью. Прошло много лет, но воспоминания преследуют каждого из тех, кто остался в живых. Кого-то мучают непонятные, жестокие и печальные сны. Кто-то и дня не может прожить без сожалений. Кто-то так и не завел полноценную семью… И данная картина выглядит как некая мозаика из образов, воспоминаний и признаний. Как красиво зафиксированный смертельный вальс свидетелей смерти. Но сам вальс в названии — вовсе не метафора: порой только в танце можно увернуться от неизбежной судьбы.

Этот анимационный фильм также показателен в том плане, что современный кинематограф движется в иную от ХХ века сторону: документальные анимационные фильмы — нечто, свойственное именно нашему времени. Кинематограф не только маскирует анимацией тяжелые для восприятия вещи, но и переходит в этой анимации от выдумки к документалистике. «Вальс с Баширом» — это коротко, живописно и по-настоящему. Осознание того, что реальность приходится маскировать подобным образом, заставляет всматриваться в детали, рассматривать и сравнивать увиденное со своим пониманием войны, если оно есть. И даже проще: принимать, что произошедшее слишком ужасно, чтобы смотреть это ничем не редактированное видение войны.

 

Картина оказалась первым номинированным на «Оскар» анимационным фильмом в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (Израиль).
В этой же номинации «Вальсу» присудили «Золотой глобус» и «Сезар».

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment