Back

В долгу у Queen

Кино, конечно, чудесная штука, которой подвластно превратить реальность в сказку, но мы часто забываем о том, что у этого свойства есть обратный эффект. И настоящие чудеса, которые изредка случаются в жизни, кинематограф может незаслуженно превратить в их блёклые тени. Так ли случилось с «Богемской рапсодией», наверняка сказать сложно, но очень на то похоже.

Ругать многострадальный байопик о Меркьюри совсем не хочется. И не потому что фильм пережил несколько сеансов турбулентности ещё на стадии производства, но упорно долетел до зрителя, и не потому что Queen — святыня, критиковать которую, что плевать против ветра. Просто «Рапсодии» действительно сложно предъявить что-то конкретное и весомое, кроме маленьких «но», коротких сносочек и секундных сожалений, в конечном счёте, не много значащих. И, если по-честному, это не они виноваты в чувстве легкого разочарования, которое испытываешь на выходе из зала, потому что маленькие недостатки не в ответе за то, что фильм о слепящем солнце оказался фотографией холодной луны.

Это тоже, наверное, своего рода талант — суметь так усреднено, стандартно и плоско рассказать о Queen и Меркьюри. Ему бы позавидовать российским киношникам, которые снимают фильмы под госзаказ, ведь это настоящее искусство —  так чётко срезать все острые углы, изящно уходить от прямых утверждений и кокетливо не договаривать то, что кому-то может показаться чрезмерным. А ещё обязательно постараться угодить всем: и ныне здравствующим музыкантам, и большей части многочисленных приближённых, и фанатам, и поборникам морали. Постараться — и угодить! Но только с оговоркой на то, что смотреть это будет, мягко говоря, не совсем интересно. Зато как познавательно! Порой «Рапсодия» больше похожа на цветастую глянцевую энциклопедию, озвученную и сыгранную недурными актёрами, но следующую обязательному канону учебных фильмов: одна сцена – не менее одного факта. Знакомство участников группы — обязательный короткий экскурс в зубные проблемы главного героя, празднование дня рождения Фредди — мини-лекция о парсах, разбор полётов в коллективе  — ну как же здесь обойтись без упоминания, кто на самом деле предложил сняться в клипе в платьях, а кто написал песню. В результате то, что должно было придавать фильму ценности, как слепку с реальности, становится замусоленной страничкой из Википедии.

Загнать вопящего о свободе, экстравагантного, дикого, резкого, непредсказуемого, непонятного и во всех отношениях живого, даже когда его давно уже здесь нет, Фредди Меркьюри в эту картонную коробку из страхов сказать и показать что-то не так, как надо, тоже было той ещё задачкой, но с ней создатели также успешно справились. И какой бы Рами Малек не показывал потенциал, он везде упирается в ограничения, которые не пускают его героя глубже простейших житейских переживаний и банальной, хоть и талантливой, пародии. Собственно, такая же ситуация происходит и с сюжетом: он тяжело ступает под грузом всех линий, взваленных на его плечи, вынужденный ходить только по прямой, потому что даже небольшой эмоциональный или динамический всплеск могут привести к крушению всей этой сверхстабильной как матушка Россия конструкции. Что сверху, что внутри это кино, как матрёшка, существует по изъезженной мелодраматической схеме встретились-поссорились-воссединились, со стандартным злым злом и добрым добром, светом и тьмой, печалью и радостью на подпевках. Возможно, этот топорный подход, наряженный в киношный лоск и монтажный глянец, сработал бы, будь у фильма  более ясная концепция, но когда снимают всё обо всём, чаще всего выходит ни о чём.

По больше части «Богемская рапсодия» — это сборник симпатичных баек о Queen и Меркьюри от первого лица, дающий, как самая наипростейшая документалка, поверхностную информацию о группе и пребывающий в ужасе от возможности шагнуть за край общеизвестных фактов. Вы серьёзно верите, что в жизни этого легендарного коллектива и её лидера всё было настолько прямолинейно и однотонно? И что они, всю жизнь вылезающие из канонов и плевавшие на установленные порядки и границы, заслужили такое кино?

На вопрос о том, зачем его вообще сняли, однозначно можно ответить только одним – чтобы в конце застыть в восторге и забыть, что ты в кинотеатре, а не на концерте. Но даже это, также как и сенсационные кассовые сборы, и аншлаги в залах — история не про отличный фильм, а про народную любовь, которая до сих пор принадлежит неистовой четверке, перевернувшей мир музыки раз и навсегда. Именно Queen киношники обязаны своим успехом сегодня, хотя и не справились с материалом. Но ради честности: а справился бы с ним хоть кто-нибудь? И возможно ли снять единый фильм о таком многогранном культурном и человеческом явлении? Да и вообще, нуждалась ли Queen в таком фильме? Или, по крайней мере, нуждалась ли в нём так скоро?

Post a Comment