Вверх

Ужасы родом из Штатов

Да-да, речь об антологии «Американская история ужасов», с которого началась моя любовь к собственно антологиям, и который стал одним из первых популярных сериалов в своей нише. В данный момент вышло 7 полных сезонов, каждый их которых почти (почти!) не связан с остальными.

Всего в сезоне может быть от 10 до 13 серий, первый вышел в 2011 году, уже снято семь, а впереди еще как минимум два. Да хоть 10, честное слово, это же не «супернатуралы», на которых уже давно надоело смотреть: в «истории» актерский состав регулярно меняется, хотя часто сохраняет 1-2 шоураннеров из сезона в сезон.

 

Итак…

Что?

Реализованная в формате короткого сериала история какого-то частного (или не очень) кошмара — со всякими там драмами, переживаниями, местью, психозом, любовью и прочим.

Кайф в том, что каждый из сезонов основывается на паре конкретных легенд/ужастиков/мифов — и постепенно раскрывает историю, последовательно затрагивая те или иные «больные» темы для времени или атмосферы, затронутых в сюжете (не все сезоны относятся к настоящему времени).

Лично я люблю первый сезон, потому что именно с него все началось, потому что там банальная история принимает небанальные обороты, потому что там милашка Фармига, не-милашка Питерс и классный саунд.

Третий люблю, потому что там ведьмы (кому не нравятся ведьмы?), а Сара Полсен обретает особый шарм. Четвертый пугает клоунами и прочими особенными людьми, играющими в цирке, так что это как познакомиться с чем-то совершенно неизведанным, тем, что пугает лишь пока ты не просвещен.

Пятый хорош качественным копированием волшебной парочки Боуи+Денев из «Голода» Скотта-младшего (да, у Ридли был брат), саундтреком, Хлои Севиньи и каким-то невероятным кровавым и слегка банальным шармом безрассудства и пошлости. Второй и шестой как-то не пришлись мне по вкусу, даже сталкивалась с историями: кому-то нравятся только нечетные сезоны, а кому-то — напротив, лишь четные. Кстати, второй и четвертый связаны между собой, и действие в них происходит с разницей в несколько лет. Остальные, как режиссеры ни обещали, по сути, друг к другу не относятся. Но это пока…

 

Этой осенью вышел седьмой сезон, так что по свежим следам выскажусь насчет него.

Поразительно. Это первое, что я могу сказать про первый из сезонов «истории», где не задействованы сверхъестественные штучки. То есть, ни призраков, ни магии, ни инопланетян, ни дьявола (такой ли уж он сверхъестественный?)… В общем, просто люди. Просто американский городок. Просто выборы президента и то, что происходит на фоне.

В центре сюжета — дамочка (Сара Полсен) с кучей психическиих расстройств, которые обнаружились после теракта 11 сентября. Теперь, когда к власти пришел Трамп (чего она никак не ждала), состояние обострилось, запустив сразу несколько фобий. С ее состоянием ей помогает справляться ее жена и сын. Однако, все будто идет наперекосяк: то кого-то убивает банда людей в масках клоунов, то ей становится плохо, когда ей что-то случайно померещилось… Это все ведет ее к нестабильному состоянию, потере контроля над собой и жизнью и постепенному отдалению от жены.

Параллельно талантливый оратор (Эван Питерс) и любящий власть молодой человек пытается попасть в городской совет, так как его не устраивает текущая обстановка в городе: преступления, разгромы, убийства — и так далее.

Постепенно судьба сводит дамочку и молодого человека в самых непредсказуемых обстоятельствах, и все оказывается совсем не так, как можно было предположить. Сюжет закручивается, перекручивается, вращается — и все это без мистики и прочих необъяснимых вещей. Просто людские эмоции, страхи, страсти, желания — правят в небольшом городе, где скоро вообще все постепенно станут членами культа или вовсе отправятся за борт.

Честно говоря, я совсем не ожидала, что меня так зацепит сезон. Я посмотрела первую серию в день выхода — и тут же забросила, а вернулась, когда уже весь сезон вышел в Амедиатеке. Не оторваться! Вот уж не думала, что история страха и власти может так сильно захватить. Сара Полсен и Эван Питерс — прекрасный экранный тандем, который на этот раз был разбавлен (неожиданно) актрисой Элисон Пилл. И они втроем воплощают все ужасы человеческого взаимодействия, осложненного семейными обстоятельствами, фобиями, нереализованностью, страхом за будущее и черт знает, чем еще.

Постепенно на экране метаморфируют все персонажи, становясь то вдохновляющим примером, то поганым изгоем, то адекватными, то психами — и все это на фоне разрозненности общества, недоверия к соседям и коллегам, интолерантности к «другим» и внезапной победы Трампа. Помимо прочего, в данном сезоне есть отсылки и к Мэнсону с Зодиаком (серийные убийцы), и к прочим сектам-культам, и к политическим проблемам, и к вопросу однополых браков… Все здорово, все охватили. Я впечатлена.

И рекомендую смотреть седьмой сезон без оглядки на то, что их уже было шесть, без оглядки на то, кто там играет и кто это все снял. Просто потому что хорош. Посмотрите. Человеческие страсти воистину захватывают — не меньше, чем мистика и «призрачные» истории.

Для этих выходных хватит одного сезона. А если понравится, как сделано — то сериала хватит на ближайшие шесть уик-эндов.

 

 

Состав сезонов:

1 — Дом с «особенным» прошлым

2 — Психушка с осложнениями

3 — Шабаш и прочие неприятности

4 — Цирк и жажда любви

5 — Отель, вампиры, копы и Гага

6 — Роанок и разрушенные мечты (особенность сезона в том, что некоторые эпизоды снимала Дженнифер Линч, дочь легендарного Дэвида Линча)

7 — Культ и выборы Трампа

 

Кто?

Первые 4 сезона все ловили кайф от Джессики Лэнг («Голубое небо», «Тутси»). Неудивительно, она и в самом деле хороша, какую бы роль ни исполняла. Но параллельно росла известность и интерес публики к Саре Полсен («Гриффин и Феникс», «Кэрол», новый «За пропастью во ржи»), так что теперь она — основной шоураннер наравне с Эваном Питерсом (быстрый мальчик из новых Людей X, если вы вдруг не в курсе). Зато Лэнг после 4 сезона решила уйти на покой.

Вообще, не только эти трое стали любимцами создателей сериала и зрителей.

Кэти Бейтс («Жареные зеленые помидоры», «Титаник»), например, появилась почти в каждом сезоне. Таисса Фармига («Элитное общество») была в первом, третьем и шестом сезонах.

Захари Куинто (злодей из «Героев») тоже появлялся в нескольких сезонах, и невозможно поспорить с тем, как он отлично вписывается в психозные истории…

В разное время также на экране появлялись такие актеры, как Лили Рейб («Улыбка Моны Лизы», «Вкус жизни»), Эмма Робертс («Оторва»), Френсис Конрой (да, у нее действительно разные глаза — «Клиент всегда мертв», ), Анджела Бассетт («Контакт», «Малькольм Икс»), Дэнис О`Хэр («Далласский клуб покупателей», «Полу-Нельсон»), Уэс Бентли («Красота по-американски», «Голодные игры»), Шайенн Джексон («Потерянный рейс», «Американская семейка»), Хлоя Севиньи («Зодиак», «Догвилль»), Дилан Макдермотт («На линии огня», «Танго втроем»), Джейми Брюэр («Саутленд», «Их перепутали в роддоме»), Наоми Гроссман (известных проектов нет, разве что странненькая лента «Корпорация Страх»), Финн Уиттрок («Несломленный», «Обыкновенное сердце»), Дэнни Хьюстон и Мэтт Бомер…

Во втором сезоне, помнится, появился даже Адам Левайн, солист Meroon 5.

За идею в ответе Райан Мерфи и Брэд Фалчак. ПЕрвый в свое время снял «Ешь, молись, люби» по одноименному бестселлеру, сериал «Лучшие» родом из 99-го,  сериал «Лузеры», чаще «заходящий» с именем «Glee». Второй числится режиссером в сериалах «Части тела», «Лузеры» и «Королевы крика», однако, больше в ответе за сценарий. Из интересного: является сценаристом малоизвестного сериала «Мутанты Икс» (2001-2004 гг).

 

Когда?

Каждый сезон выходит раз в год: с сентября по январь. Первый сезон вышел 6 лет назад, в 2011 году, и с тех пор создатели выпускают по сезону в год.

О временных рамках каждого сезона:

Дом-убийца действует в реальном времени, то есть, по сути, на экране 2010-2011 год.

Психбольница — это середина ХХ века, 1964 год.

Шабаш — наше время (примерно 2012-2014), с отсылками к периоду Салемской охоты на ведьм.

Фрик-шоу — середина ХХ века, но уже 1952 год. Время, когда бродячие цирки постепенно утрачивали свой шарм, в то время, как кунсткамеры и очень специфичные выставки/музеи — напротив, привлекали все больше внимания.

Отель — наше время (2014-2015 гг), и к чему только он не отсылает.

Роанок — наше время (2015-2016 гг), с отсылками к времени, когда излишне набожные переселенцы сходили с ума.

Культ — 2016 год, осень (все начинается с выборов президента США).

 

Обойти стороной этот сериал теперь довольно сложно, потому как он действительно — объективно,- хорош в плане актеров, сюжетов и музыки. Рекомендую настоятельно.

Об авторе /

Шеф-редактор