Вверх

Ужасы недели

Решила я себе тут устроить субботу ужасов: «Тихое место» + «Винчестер. Дом, который построили призраки». Эти два фильма настолько разные, что задумываешься, что из них — хоррор, а что триллер, и совсем не хочешь перепутать. Если вникнуть в суть названия каждого из жанров, становится понятно, что хоррор должен вызывать ужас, а триллер — напряжение. Значит, лента про призраков со скримерами у нас хоррор, а история про тихое место с монстрами, хоть и вызывает порой ужас, но больше держит в напряжении, чем пугает внезапностями.

 

«Тихое место» — околоапокалиптический триллер: после нашествия неких монстров люди вынуждены соблюдать полную тишину, дабы не погибнуть. Была уже история со слепыми, но очень «ушастыми» гадами, в фильме «Спуск» 2005 года. Но эти существа жили в одном определенном месте, и не представляли особой опасности для человечества — по крайней мере, до тех пор, пока оно не вторгалось на их территорию. Фильм тот снял Нил Маршалл («Мир дикого Запада», «Ганнибал»), который в итоге подобных вещей больше не снимал.

Джон Красински же, режиссер «Тихого места», напротив — прежде триллеры не снимал, да и вообще почти не снимал: это его третий фильм. Он сыграл здесь одну из главных ролей — и вполне хорошо. Пару ему составила прекрасная Эмили Блант, чей персонаж, стараясь защитить семью, напоминает борющуюся со всем миром героиню Дженнифер Лоуренс в фильме «Мама».

По сюжету, апокалипсис уже наступил, а уцелевшая семья старается выжить, перемещаясь босиком и пользуясь языком жестов. Но в семье есть маленькие дети — и уберечься от шума далеко не всегда получается. В итоге, нам показан быт людей, приспособившихся жить в тишине, и ситуации, в которые кто-то из них обязательно попадает. Вся суть фильма — в непреодолимом напряжении, в постоянном страхе шагнуть на скрипучую половицу или уронить вилку, в опасении из-за неверного действия потерять близких.

И эта гнетущая тишина на экране, заставляющая затаив дыхание, переживать, выливается в зал: никто не комментирует, ибо нет нелепых или комичных моментов, никто не шуршит попкорном и не булькает колой. Я давно не видела триллеров, которые на протяжении полутора часов почти не дают выдохнуть. И, определенно, «Тихое место» — именно такой.

P.S. Также в фильме играет молодая актриса Милли (Миллисент) Симмондс («Мир, полный чудес»), которая действительно имеет проблемы со слухом и общается на языке жестов.

 

 

Что касается «Винчестера», то он, в первую очередь, пугает реальной историей, которая легла в основу сюжета. Была такая компания «Самозарядные винтовки Винчестер», знаменитая на весь мир оружием, из которого застрелены миллионы людей. Когда чья-то смерть приносит доход, жизнь легкой быть не может. Вдова Уильяма Винчестера (сына основателя компании), уважаемая Сара, считала именно так, и была убеждена, что ее семья проклята.

После смерти мужа Сара приобрела дом в Сан-Франциско, который по сей день считается населенным призраками. Она перестраивала его, дабы создать лабиринт, в котором призраки могут заблудиться. По сюжету причина постоянных изменений структуры дома была несколько другой. Но это не так важно: призраки в фильме есть, даже порой вызывающие сочувствие, но также пугающие внезапным появлением (мы знаем это явление под названием «скримеры»). В общем, если отодвинуть на второй план тот факт, что история вполне реальна, заставляют дергаться зрителей во время просмотра именно скримеры. Особняк классный и довольно жуткий, в нем было бы интересно побывать, но, даже сделав его одним из главных персонажей, режиссеры (братья Майкл и Питер Спириг, «Пила 8») не стали новаторами (кстати, никчемный фильм «Абатуар» смотрели?) и не особо впечатлили публику. Рейтинг уже складывается так себе.

 

Мне в этом фильме понравилась линия психолога Эрика Прайса (Джейсон Кларк), который был приглашен представителем компании «Винчестер», дабы засвидетельствовать психическое недомогание безутешной вдовы. У Прайса интересная история, и он, как выясняется в ходе просмотра, попал в особняк Сары (Хелен Миррен) неслучайно. Долгое время доктор противится тому факту, что в доме есть нечто потустороннее, но в итоге ему приходится признать, что хозяйка здорова, а с домом реально происходят странности. И вот тут-то начинается самое интересное… Но это не точно.

В целом, фильм, к сожалению, на один раз, и, несмотря на логическую завершенность, после просмотра остается осадок. Кажется, что осталась недосказанность, недоделанность. Пожалуй, тут весь упор сделан на историческую подоплеку, а вовсе не на захватывающую историю. Точнее, так: история, быть может, и захватила бы — но после кучи фильмов про дома с призраками и призраков с домами уже не выстреливает этот «Винчестер».

 

Об авторе /

Шеф-редактор