Вверх

Умрешь, начнешь опять сначала… «Извините, мы вас не застали» Кена Лоуча

Strelka Film Festival by Okko

Чтобы пояснить, насколько сложную программу представляет кинофестиваль на «Стрелке», привожу примеры. На данный момент премьера фильма состоялась в трех странах (не считая его участия в основном конкурсе Каннского кинофестиваля): в Австралии, Италии и Китае. Для проката в России картина пока не выкуплена, а на странице в КиноПоиске нельзя даже добавить рецензию. Еще в четырех странах — Франции, Великобритании, Нидерландах и Японии — премьера состоится поздней осенью или в начале зимы. НЕ факт, что мы вообще дождемся премьеры — надежда на онлайн-кинотеатры. А может, оно и к лучшему: это слишком реальная история, чтобы не примерять её на себя.

После показа в зрительном зале было тихо. Он оставил осадок некой безысходности, ощущение, что хэппи-энда не будет ни на экране, ни в жизни — и вообще это какая-то иллюзия — ваш хэппи-энд.

Рики Тёрнер — простой работящий парень, у него есть любящая и понимающая жена, талантливый сын-подросток, чьи граффити постепенно заполняют стены города, и маленькая дочь, добрая и заботливая. Всё, что нужно для счастья, верно? Однако, когда в 2008 году полмира поразил кризис, семья лишилась возможности выплачивать кредит за своё жилье, равно как и надежды на комфортную жизнь. Рики — не дурак, он придумал способ зарабатывать так, чтобы в конце концов позволить себе жить по-человечески. Он взял в кредит фургон, для чего жене пришлось продать свой автомобиль, и стал наёмным работником в службе доставки. 14-часовой рабочий день? Не беда, зато потом можно будет взять кредит на жилье. 6-дневный график? Пусть так, зато редкие минуты, проведённые с семьёй, становятся ценнее. Не успеваешь на собрание в школу к сыну? Ну, жена, наверно успеет. И так далее. На всё это накладывается жёсткий босс, который при любом нарушении штрафует, но за более сложный маршрут доплачивает. И обстоятельства непреодолимой силы.

 

Мы видим, как Рики берётся за работу, как сталкивается с разными клиентами, как отключается перед телевизором на пару с женой вечером. Мы видим, как его жена Эбби так же выматывается, навещая людей, которые не могут о себе позаботиться, как она ждет автобус с одного конца города на другой, затем на третий и четвертый. Мы видим, как их сын Себастиан увлечён граффити в ущерб учёбе. И как их дочь Лиза Джейн, видя всю эту картину, переживает и расстраивается. Изо дня в день одно и то же. С каждым днём всё хуже, всё тяжелее. Отношения внутри семьи претерпевают конфликты, недопонимание, ссоры, крики. Затем, едва всё вернётся на круги своя, снова конфликты и разобщение. Конечно, родители хотят для детей лучшей жизни, и потому пашут с утра до ночи. Но дети могут этого не понять. А ещё, скорее всего, детям важнее, чтобы, пока они взрослеют, родители были рядом, чтобы в семье в целом был мир.

Эта безысходная повторяемость каждого дня угнетает до невозможности. Это рабство нового поколения (где-то я даже обнаружила подходящий термин на днях — «неорабство»), от которого не уйти, если только у вас уже нет капитала — и то не факт. Кредиты, долги, счета, счета, долги, кредиты. Поехавший работодатель, который меняет людей как батарейки в пульте от телика, и любое обстоятельство вплоть до смерти не является для него уважительной причиной для отсутствия на работе. Школа, в которую нужно приходить пообщаться насчет поведения детей, с которыми даже не видишься, о которых уже почти ничего не знаешь. Пенсионеры, не узнающие себя, за которыми нужен глаз да глаз. И такая далёкая цель — свой дом. Руки волей-неволей опустишь.

Рики старается, как может. Как и каждый член семьи. Проблем всё больше, спираль раскручивается: кажется, что дальше будет только хуже. И режиссёр оставляет нас в итоге наедине с вопросом «А будет ли лучше?», он не даёт надежды, не светит из глубины тоннеля. И мы остаёмся ни с чем, как и герои фильма, в бесконечном порочном круге борющиеся за счастье.

На момент выхода данной рецензии появилась информация о том, что в прокат фильм будет выпущен компанией Russian World Vision 31 октября.

Об авторе /

Шеф-редактор