Back

Три состояния огня

Фильм Ли Чан-дона «Пылающий» снят по рассказу и при участии Харуки Мураками. В этом году в Каннах он был главным фаворитом и номинировался на Золотую пальмовую ветвь. Картина установила рекорд рейтинга критиков, получив самые высокие оценки за всю историю Канн (3,8 из 4).

Признаться, я не читала не только этот рассказ, но и вообще что бы то ни было у Харуки Мураками. Так что в данном случае не будет ни единого сравнения. Да и как тут сравнить? Изначально идея сюжета принадлежит японцу и заточена под определенный культурный контекст, а снял фильм южнокорейский режиссер.

Южнокорейское кино — не менее специфичное, чем японское. Оно не похоже на европейское авторское кино. Еще сильнее оно отличается того, что мы привыкли называть Голливудом. Лет сто назад я случайно наткнулась на фильм японца Хирокадзу Корээда. Это была «Надувная кукла» 2009 года. Описание так взорвало мне мозг, что я не смогла пройти мимо. Тогда я и заинтересовалась азиатским кинематографом. Потом случилась «История двух сестер», «Служанка», «Натянутая тетива», «Олдбой»… Было и множество других страшно прекрасных сюжетов. Главным для меня в них было идеальное сочетание саспенса и визуальной эстетики. Хотя и морально-воспитательная составляющая тоже сильна.

Правда, первой была все-таки лента «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Но это скорее воспоминание из детства, чем корень увлечения. Понятно, что специфика кинематографа у каждой азиатской страны своя. Но это слишком обширная тема, так что отложу ее на потом.

Таким оказался «Пылающий». Можно перевести с английского Burning как «Горящий», но будет не так звучно. Название фильма вообще большой вопрос. Потому как очевидной связи между ним и сюжетом не прослеживается. Сначала ожидания: вот он, главный герой в образе маленького человека. Вот он мечтает писать. Вот он напишет — и будет гореть, светить, пылать… И в некотором роде ожидания оправдались. Правда, совершенно невероятным образом.

Жанр очень сложно определить. Это непохоже просто на экранизацию: стройной логики повествования явно не хватает. Иногда очень непросто проследить связь по цепочке событий. Однако, в итоге все складывается в сложный многогранный триптих. Фильм действительно можно разделить на три части. Первая — завязка, где герои находятся в начале пути, с мечтами и надеждами. Вторая — смена настроения: планы либо воплощаются, либо рушатся, и отношения меняют градус. Третья часть — развязка, где у каждого из героев появляется четко определенное место. Но обо всем по порядку.

В ленте «Пылающий» есть три центральных персонажа. Главный герой Джонсу пишет книгу. Он сталкивается с подругой детства Хаэми, и между ними возникает связь. Они друг друга понимают — не то что в детстве. Девушка являет собой поток энергии, что, судя по всему, вдохновляет Джонсу. На момент встречи у обоих большие планы на жизнь. Девушка собирается в путешествие, а парень хочет стать писателем. Все выглядит как завязка в романтических отношениях. Но когда Хаэми возвращается из поездки, она привозит не только впечатления. С ней вместе возвращается новый знакомый по имени Бен.

Этот загадочный парень с крутой тачкой и необъятной квартирой имеет необычное хобби. Хаэми теперь все время проводит с ним, и Джонсу все чаще остается один в недоумении. Он старается мягко привлечь внимание подруги и молча терпит. Но в очередную встречу он ненароком обижает девушку, и та перестает отвечать на звонки. Далее следует некоторый перелом в ходе сюжета, и затем настрой картины кардинально меняется. Лента обретает черты детективного триллера, хотя зритель успевает опомниться лишь на последних минутах. Режиссер настолько плавно подводит нас к некому знаменателю, что остается только удивляться, как это все получилось. Не самая, казалось бы, сложная история, не самый насыщенный событиями сюжет в итоге пленяет тонкой, не высказанной вслух идеей.

Фильм идет два с лишним часа. Уж не знаю, сколько страниц занимает рассказ Мураками, взятый за основу… Но режиссер почти наверняка ничего не вырезал. Зрелище на экране стоит всех своих ста сорока восьми минут. Это вообще сплошное визуальное удовольствие.

Актриса, исполнившая роль Хаэми — просто чудо. Она красивая и невероятная гибкая в плане эмоций, да и движений, что уж там. По-моему, такого спектра состояний я не видела давно. Или даже ни разу. Наблюдать за Чон Джон-со — одно удовольствие, она привнесла много красок в фильм Чан-дона. Я уверена, что без этой актрисы фильм был бы совсем не тем. Во-первых, в роли Хаэми девушка воплощает идею поиска себя. Она не раз упоминает великий голод — тот, что означает бесконечную жажду жизни, поиск себя и ответов. Именно поэтому она отправляется в Африку и по возвращению вдохновлена абсолютно каждой минутой, проведенной там.

Во-вторых, Хаэми — некое чистое существо, бесконечный поток энергии, творческий порыв. Она постоянно ищет и узнает новое, она добра, наивна и открыта. Об этом говорит и ее желание стать актрисой, и по доброте душевной подобранный кот, и то, что она восторгается всем увиденным, не жалея эмоций… Даже то, что она мгновенно засыпает. И именно легкая ссора с Джонсу задевает ее, чтобы произошедшее после дало новое развитие персонажам.

К слову, по ходу фильма персонаж Хаэми очень часто занимает центральное место. Порой кажется, что она смещает в сторону как главного героя картины, так и Бена. Через взаимодействие с ней Джонсу трансформируется и постепенно принимает финальный цельный облик. Именно посредством общения с девушкой юный писатель раскрывает стороны характера. Иначе зритель ни за что бы не понял, что за человек изображен на экране. Джонсу в принципе предстает очень многослойным, закрытым, сложным. Подобраться к его мыслям и порывам не удается ни с первого, ни с пятого раза.

Бен — еще один способ расплести клубок под названием Джонсу. Интерес к загадочному парню, которого встретила Хаэми — это первое, что заставляет его реагировать. Еще одна причина — собственно, связь с Хаэми. Интерес сменяется подозрением, опасением, недоумением… И хотя Бен не раскрывается как конкретный характер, Джонсу, напротив, обретает все больше узнаваемых черт.
Так или иначе, метаморфозы главного героя — очень небыстрый, но при этом захватывающий и прекрасный процесс.

Помимо Бена и Хаэми в картине мимолетно появляются отец и мать Джонсу. При этом мать уже фактически никак не влияет на парня — лишь является инструментом в его поисках. А отец, которого мы видим в кадре лишь раз, номинально присутствует в картине на протяжении всего времени. Отец Джонсу — очень специфичный человек, и его влияние на сына очевидно. Из-за него ушла мать, из-за него парню приходится переехать за город и следить за домом. На отца Джонсу злится — и у него же заимствует в некотором роде подавленную внутреннюю ярость. И ненавидит отца как раз за нее.

Действие фильма происходит в небольшом корейском городе и его пригороде. Казалось бы, ничего красивого. Нет волшебных садов, стройной архитектуры или поддерживающего кадр ландшафта. Но есть потрясающей красоты закат, есть контраст между заброшенными теплицами и очень своеобразной планировкой домов, есть Хаэми. Ее танец — намек режиссера, облик свободы, порыв. Он стоит отдельной короткометражки. И в ленте нет ни единой обточенной горизонтали: все окружение героев — неровное и диссонирующее. Однако, и грязь во дворе, и ржавый грузовик Джонсу, и лес неподалеку от его дома вместе создают ту самую атмосферу. Атмосферу, которая погружает нас в историю, не дает отвлекаться, и состоит в крепкой гармоничной связи с персонажами. Я бы даже сказала, что природа и город — массовка, действующие лица, которые реагируют на происходящее.

Вдогонку к визуальной партии, «Пылающий» впечатлил меня еще и музыкальной. Я не могу вспомнить ни единой мелодии из фильма и не хочу даже искать. Звук так тщательно подобран, что становится фоном, ландшафтом, участником событий. И его сложно отделить от общего сюжетного полотна.

Режиссер создал прекрасную и сильную историю — полную, цельную, без надрывов и перегибов. Ее хочется пересмотреть, хотя и совсем не скоро. Я пытаюсь объединить все свои мысли и наблюдения, чтобы подвести черту, но получается с трудом. Можно говорить о нем еще очень долго, а всего не сказать. «Пылающий» оказывается вне жанра, и нельзя сказать, что он чему-то учит или что в нем вы узнаете себя. Это история на границе между реальностью, книжным рассказом и фантазией режиссера.

Если провести параллели, получится, что название может в итоге относиться к каждому из трех основных персонажей. Джонсу пылает внутри, подавляя унаследованную ярость, пряча чувства к Хаэми, стараясь найти свою писательскую линию. Хаэми горит — и светит всем. Она открыто делится потоком своих мыслей и эмоций, для нее нет проблемы подавления, и все, что происходит у нее внутри — видит каждый снаружи. Ну и Бен. Он имеет к огню чуть более посредственное отношение: у него хобби — жечь. Что жечь и почему — вопрос, на который стоит получить ответ, отправившись в кино.

В прокат в России «Пылающий» выйдет 5 июля. В прокат его выпускает компания ПРОвзгляд.

About the Author /

Шеф-редактор

2 комментария

  • Andrey Bykov

    03.07.2018

    Очень классная рецензия! Спасибо, Inese)

Post a Comment