Back

Третий из трех

Как известно (а если не известно, то сейчас будет), в Европе есть 3 основных, столповых, так сказать, кинофестиваля. Аккредитованных Международной Федерацией Ассоциаций Кинопродюссеров в целом по миру — 15. Но «рулевыми» остаются эти трое: Каннский, Венецианский и Берлинский. Все они проходят в разное время года, и зима — время Берлинале. О нем-то сегодня речь и пойдет.

Каждый фестиваль имеет свои определенные черты и ориентиры. И если Каннский фестиваль — в принципе лидер, где зачастую преобладает максимально гуманистический настрой, а Венецианский — старейший в мире фестиваль, являющийся «отдушиной» для ненавистников штамповки Голливуда, то Берлинале отличается упором на авторское кино. Первый Берлинский кинофестиваль прошел летом 1951 года, и до 1978 года ежегодно проводился именно летом. Основным призом является «Золотой медведь», так как геральдическим символом Германии является именно медведь. В целом, Берлинале ориентирован на прогрессивное геополитическое кино. Жюри принципиально относится к фестивальной программе: в ней должны быть фильмы со всего мира, в том числе и из стран бывшего «Восточного блока».

С 1956 года Берлинале — официально международный фестиваль. Помимо конкурсной программы также работает кинорынок (именно туда отправляются наши прокатчики, чтобы затем определить, что мы будем смотреть в ближайший год), а также фестиваль фильмов для детей и «Международный форум молодого кино». Именно на этом фестивале в наибольшей степени представлено интеллектуальное кино: в свое время здесь имели большой успех фильмы Бергмана, Антониони, Годара и т.д. Для Берлинале норма — 350 фильмов, при этом численность зрителей достигает 150 тысяч.

В воскресенье, 25 февраля, были объявлены результаты фестиваля. Председателем жюри был Том Тыквер.

Главный приз, «Золотого медведя», получил фильм румынского режиссера Адины Пинтилие: «Не прикасайся ко мне»/Touch me not (по правилам, «Золотой медведь» вручается продюсеру). Этот фильм — о страхе физической близости.

 

«Серебряный медведь», Гран-при жюри, получила лента польского режиссера Малгоржаты Шумовской: «Лицо» или «Рожа/Twarz. Фильм повествует о парне, которому из-за травмы во время строительства масштабной статуи Иисуса Христа пришлось пересадить лицо. Случаи реальны, но по отдельности. А режиссер вот решила собрать их воедино и произвести сатирическое киновысказывание. Говорят, у нее получилось.

Приз Альфреда Бауэра («Серебряный медведь») получили «Наследницы»/The Heiresses Марсело Мартинесси. Это история о двух не приспособленных к жизни женщинах, которые жили на оставшееся от родителей наследство, теперь уже растраченное. Исполнительница одной из главных ролей, Анна Брун, получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль. Также лента получила приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа). В общем, поводов для того, чтобы найти и увидеть — полно.

За лучшую режиссуру приз получил Уэс Андерсон, его анимационный фильм «Собачий остров» открывал фестиваль.

За лучшую мужскую роль «Серебряного медведя» получил Антони Бажон («Молитва»).

За лучший сценарий «Серебряным медведем» наградили Мануэля Алкалу и Алонсо Руиспалашиоса («Музей»).

А за выдающиеся достижения в области киноискусства наградили Елену Окопову, художника-постановщика долгожданного фильма «Довлатов» (реж. Алексей Герман-младший).

Среди прочих, отличился фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль» о вербовке европейских женщин в ИГ (организация, запрещенная в РФ): он получил Приз зрительских симпатий как лучший художественый фильм (программа «Панорама»).

Ну и приз «Тедди» (вручается фильмам, раскрывающим проблемы ЛГБТ-тематики) получила лента «Tinta Bruta»/Hard paint (боюсь даже переводить, вдруг получится НЕ ТО).

В этом году многие оказались недовольны результатом фестиваля. Однако, это ничего не значит — лишь подтверждает его независимость.

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment