Вверх

Такой простой, такой сложный — «Брат»

Как же долго я писал текст о картине Алексея Балабанова «Брат»… Почему долго? Суть даже не во времени, а в том, что страшно прикасаться к классике — к фильму, который стал культовым. К фильму, который показывает жизнь в 90-х, к фильму, который рассказывает просто и понятно о семейных ценностях, коим и посвящено само название – «Брат».

«В 90-х после развала СССР жизнь в России перешла с «общинной системы жизни» к «индивидуальной ответственности», что давало людям шанс реализоваться по максимуму и порой даже родственные связи переставали работать, как и в случае главного героя Данилы и его брата Вити», – да, взял я эти слова у продюсера картины Сергея Сельянова. Но умолчать о подобных семейных обстоятельствах в 90-х только потому, что Сельянов сказал это до меня, я не мог.

Но если говорить о самой картине, то и тут есть вероятность, что я повторю чьи-то мысли, озвученные ранее.

В картине прекрасно все — от сюжета до музыки. Музыка в фильме «Брат» — это вообще отдельная тема: Вячеслав Бутусов, будучи композитором картины, привнёс свой вклад не только в ее аудио составляющую, но и в характер главного героя.

Теперь о героях и актёрах. Данила Багров, которого сыграл Сергей Бодров, — это типичный образ человека, вернувшегося с войны Парня, которого не принимает общество или который сам это общество не принимает — как в том же «Таксисте» Мартина Скорсезе. Но все же с отличиями, ведь у героя есть свои ценности и цели, за которые он ведёт борьбу, а именно: брат. И вот герой, сыгранный Бодровым, показан прекрасно через сценарий и через игру актера. Он наивен, он верит в чистые побуждения брата, и сам готов ради брата на все.

Виктор Багров, он же «Татарин», — брат Данилы, сыгранный Виктором Сухоруковым. Он как раз отлично передает образ человека, который дорвался до «индивидуализма», и легко и непринужденно подставляет и обманывает младшего брата. Сухоруков, как по мне, отлично вписался в роль со своей отрицательной харизмой, ведь персонажи с неважной репутацией — его профиль.

История, рассказанная Алексеем Балабановым, проста, но затрагивает много социальных тем. Да, что-то из показанного в картине давно уже прошло и не так важно, не так актуально. Но с помощью картины мы можем посмотреться, как в зеркало, в прошлое — и увидеть отражение состояния страны и людей целых двадцать лет назад. Увидеть, что тогда волновало не только режиссера, но и всех людей, в целом. Наверно, это и послужило присвоению культового статуса картине «Брат».