Вверх

Так себе диета. «Сырое» Джулии Дюкорно

Фильм «Сырое» был отмечен призом ФИПРЕССИ в рамках двухнедельника режиссёров/недели критики в 2016 году в Каннах. Также картину номинировали на 5 разных премий «Сезар» в 2018 году.

Уж не помню, в какой такой странной подборке я увидела этот фильм пару лет назад. Уж не знаю, как так вышло, что в список «посмотреть» я его не добавила. Но вспомнить о нём посреди холодного сумрачного лета определённо стоило. А теперь — перед очередным учебным/рабочим годом — тем более интересно погрузиться в подобную историю: взросление, колледж, посвящение…

… Юная Жюстин переезжает в общежитие ветеринарного колледжа, где также учится её старшая родная сестра Алексиа. Вся семья Жюстин — тотальные вегетарианцы, и если не дай бог в кафе случайно кому-то из них попадётся даже микроскопический кусочек мяса — будет скандал, и устроит его мама. Кажется, что тут есть лёгкая степень тирании: Жюстин знает, что не умрёт, если вдруг ей попадётся животное волокно — это всё-таки не аллергия, а стиль жизни. Однако традиция есть традиция, и девушка старается её придерживаться, когда на посвящении выясняется, что необходимо съесть кусочек сырой животной плоти.

Медколледж — тема довольно жёсткая, и, как подсказывает Алексия, там показывать слабость не стоит. Так что, давясь, Жюстин проглатывает неопознанный кусочек — и, едва держась на ногах, покидает место посвящения. Надо заметить, что и первая ночь в общежитии была более чем «весёлой»: оставив полную разруху в комнатах новичков, старшекурсники устроили довольно пугающее знакомство, практически выволакивая всех из постелей. За этим, естественно, следовала тусовка, хотя в целом всё выглядело мрачно — и оставило неприятное гнетущее послевкусие. Конечно, ещё страшнее вступать в новый учебный год в новом месте, где в первые же часы выяснится, что тебе не дадут покоя: странные «дедовские» приказы, пугающие правила, не особо дружелюбные учителя — нежная Жюстин справляется, как может, но ей, естественно, не по себе. Особенно учитывая, что сестра с ней возиться не планирует — и чуть что сразу огрызается. Что ж, надо просто это пережить, как и любой другой первый год в любом другом новом месте.

Жюстин становится плохо после причащения сырым мясом, так что приходится обратиться ко врачу. Тут же всплывает тема телесности — такая болезненная для девушек-подростков (и не только для девушек). Любой тинейджер познаёт себя не только через интересы/хобби/общение, но и через сравнение своего внешнего «я» с окружающими людьми, через встраивание себя как человека с определенным обликом и телосложением во внешний мир. Дело не в Жюстин как таковой — просто врач отпускает комментарии, заставляющие вспомнить, как жестоко может общество обходиться с «не такими». Придя в себя, главная героиня понимает, что есть обычную еду она не может — становится плохо, тошнит, голод не проходит. Может, это нервное, а может, такова реакция на жесткое посвящение. Как бы то ни было, всё проясняется, когда Жюстин тянется к сырому мясу в холодильнике. С этого момента, кажется, начинаются самые интересные события в фильме — и самые важные вещи в жизни девушки…

Взросление — вот что это такое.

Всё начинает меняться — и самочувствие, и самосознание, и отношение к окружающему миру. Кажется, Жюстин становится совершенно другим человеком — и непонятно, продиктовано это тем, что происходит у неё внутри, или же обстоятельствами и событиями, влияющими на неё извне. Вероятно, и то, и другое имеет значение. Вопрос только, не зайдут ли эти радикальные перемены так далеко, что станут необратимыми? Мало кто всерьёз готов меняться абсолютно — это пугает и заставляет остановиться. Однако Жюстин, кажется, не замечает, что с ней действительно происходит нечто важное.

Она более не робкая, не застенчивая, не кроткая — чем сильнее её голод, тем агрессивнее она становится. Она может запросто надерзить сестре, напиться, вести себя вызывающе. Вопрос в том, что она совершенно не представляет, что именно с ней творится и можно ли на это повлиять. Знакомо? Гормоны, да. Большинство людей через это проходит в определенном возрасте.

Джулия Дюкорно в своём фильме — не то триллере, не то драме-аллегории — исследует этап взросления и осознания себя. Выбрав нетипичный ракурс, она проходит по углам таких тем, как

  • противостояние старшей и младшей сестёр в семье;
  • тирания матери, которая, конечно, имеет логичные основания;
  • принятие своей телесности, которая также может претерпевать резкие и неожиданные изменения;
  • сравнение себя с «остальными»;
  • влечение к сверстникам;
  • акклиматизация подростка в новой непривычной зоне обитания;
  • перемены в поведении и характере на фоне переломного момента между непорочной наивной юностью и осознанной открытой зрелостью.

Все эти темы имеют принципиально значение, если вы подросток и не знаете, как к этому всему относиться.

И вот Дюкорно через тему особенной диеты — выбирая пугающую тягу главной героини к сырому мясу, — заходит с другого угла к теме взросления, но говорит всё-таки о простых и важных вещах. Что ещё интересно: похоже, что Жюстин росла как парниковый ребёнок, и её учеба в ветеринарном колледже — это как столкновение с реальностью, которая ранее ей была недоступна. Эффект от такого столкновения, конечно, непредсказуем — и потому интересен. Поглощает ли главная героиня мясо — или правила существования в ином сообществе, — это сказывается на ней определённым образом. Кажется, с таким аппетитом можно относиться и к новой жизни, которую она доселе не видела…

В итоге мы получаем очень атмосферный и приятный фильм (ну кому как, конечно, есть там пара моментов…) о том, как юная девушка меняется — и как она на это реагирует. На самом деле, в «Сыром» нет ни единой лишней детали: всё аккуратно собрано в двусмысленную картину, красиво свёрстано, выверено до минут. И пусть речь идёт о простых студентах, есть там место и неприятию, и жестокости, и манипуляциям.

Ну что, с Днем знаний?

Об авторе /

Шеф-редактор