Back

Сюрреалистическая собака

Продолжаю гнуть линию о необходимости знать каноны в кинематографе. На этот раз речь о короткометражке Луиса Бунюэля. Вообще-то, речь я о ленте завела исключительно потому, что Бунюэлю в качестве сценариста помогал Дали, гениальный и вредный дядька, поклонник Фрейда и фанат эпатажных выходок.

«Андалузский пес» — творение 1929 года, невероятно сюрреалистичное, но при этом пугающее своими реалистичными моментами. Его можно считать набором рандомных образов, чьим-то сном, коротким фильмом ужасов или же примером воздействия на человеческое сознание с экрана. Всего каких-то 17 минут вмещают в себя немереное количество жутких образов, которые для многих являются причиной фобий или беспокойного сна. И — что бы мы ни думали по этому поводу, мы окажемся правы: сюжета в стандартном понимании здесь действительно нет.

Два хитрых испанца на заре своих карьер (один — кинематографичекой, другой — художественной) решили поиграть со стилем и формой исполнения. Получилось нечто, волнующее сознание зрителя до сих пор.

Фильм сам по себе имеет значение для тех, кто пытается осмыслить набор образов, совмещенных на одной пленке. Для тех, кто изучает сюрреализм в искусстве, авангардизм в кино и психоанализ просто так.

Но лучше всего не искать скрытого смысла — а просто внимать кадрам и реагировать на них. Ибо этот фильм представляет с собой в чистом виде набор образов, который, так или иначе, имеет в корне у каждого из нас на подкорке.

Я вот люблю «Пса» именно потому, что ему нельзя дать однозначной оценки, его невозможно описать или заключить в какую-либо определенную аналитическую форму, чтобы разложить на привычные составляющие.

История такова:

— ленту выпустили в 1929 году для ограниченного показа в Париже, однако, в связи с популярностью, ее продолжали показывать около 8 месяцев

— Андалусия/Андалузия — для тех, кто не в курсе,- испанское автономное сообщество, состоящее из 8 провинций, столицей которого является Севилья

— вслед за «Псом» Бунюэль выпустил в 1930 году фильм «Золотой век», который принято считать продолжением

— «андалузский пес» — неуважительное прозвище для южан в Студенческой резиденции, но вообще-то название фильма представляет собой скрытую реминисценцию из испанской поговорки: «Андалузский пёс воет — кто-то умер!»

— сценарий основан на двух снах Бунюэля и Дали

— Бунюэль утверждал, что при написании сценария действовал запрет на использование «любых идей или образов, которые могли бы иметь рациональное объяснение». Также он говорил, что в фильме нет символов, так что его необходимо исследовать разве что только с помощью психоанализа (очередной привет Фрейду)

— изначально фильм был немым, однако, он был дополнен в 1960 году самим Бунюэлем: два аргентинских танго и музыку из оперы Вагнера «Тристан и Изольда»

— роль мужчины в прологе исполнил сам Бунюэль, а роль семинариста — Дали

— на премьеру фильма Луис пришел с карманами, полными камней — дабы отбиваться от недовольных, но этого делать ему так и не пришлось

About the Author /

Шеф-редактор

Comment(1)

  • Андрей

    20.03.2018

    Посмотрел. Ошалел. Моя жизнь не будет прежней…

Post a Comment