Вверх

Светлый реквием по беззаботности. «Мстители. Финал»

Красиво уходить – особый талант, обладание которым часто выигрывает самые безнадёжные кино- и телебитвы. Потому что даже если сериал или франшиза чудо как хороши, но в финале хоть что-то пошло не так – зритель запомнит именно этот промах и добрую тысячу лет будет пенять создателям за это. Впрочем, братьям Руссо, которые стали постановщиками последней главы в истории классических экранных «Мстителей», это точно не грозит.

Все эти годы со «Мстителями» было легко и весело. Они как друзья юности, или даже детства, которые никогда не теряли запала, даже если жизнь колошматила их по голове гаечными ключами и ставила перед сложным выбором. Как бы ни сгущались тучи, они все равно соберутся и нагрянут в твою пропахшую горьковатой ежедневностью квартиру – с адским шумом и криками, шутками, понятными только вам, общими воспоминаниями, радостями и горестями, пережитыми бок о бок. Они всегда были бесконечным детством, верой в чудо, короткой свободой от бремени нашей часто несладкой жизни. Но даже такое детство однажды заканчивается. И даже «Мстителям» приходится взрослеть.

Они делали это постепенно и почти незаметно для зрителя, но вот настал тот самый момент, когда ты понимаешь: перед тобой тот же самый проект, который когда-то задорно шалил сценами с шаурмой после титров, но уже бесповоротно повзрослевший. Он готов с добродушной улыбкой вспоминать прошлые выходки, но уже не способен в силу жизненного опыта совершить что-то подобное. Возможно, он даже устал, но вида не показывает. И ты его понимаешь, потому что через все эти годы прошёл рядом с ним.

Логично предположить, что перед Энтони и Джо Руссо стояла почти невыполнимая задача: сделать так, чтобы легенда завершилась достойно с кинематографической и художественной точки зрения и при этом не обидеть своих преданных фанатов. Осторожность должна была быть уровня прогулки по первому ноябрьскому льду, но братья оказались теми ещё акробатами и справились.

Ко «Мстителям. Финал» трудно придраться, даже если захочется. Настолько крепко и плотно сбитого, лаконичного, аккуратного и целеустремлённого продукта Marvel ещё не выпускал. Раньше студия легко позволяла себе дать где-то слабину или просто подурачиться – всё равно это было чем перевесить. Любое откровенное раздолбайство «Мстителям» легко и просто прощалось по причине любви публики. Возможно, мелкие огрехи простились бы и «Финалу», но проверять это создатели не стали.

В результате перед зрителями предстало почти безупречное в своём жанре кино о завершении пути, когда каждому воздаётся по заслугам, просившие прощения – получают его, вершившие зло – наказаны, а впереди ­– неясное, но точно большое и интересное будущее.

Руссо сумели максимально ювелирно проработать арки почти всех основных героев франшизы, чтобы они выглядели полноценно и закончено в контексте уже известных нам историй, и, в то же время, могли дать молодую поросль в будущем. В руках режиссёров оказалось невероятное количество психологических портретов и взаимоотношений, и по-настоящему удивительно, как мимолётными мазками, отдельными репликами и взглядами они успевают за фильм отдать долг почти каждому союзу или конфликту, персональному горю и радости, не превратив это в калейдоскоп яркой и бессмысленной нарезки кадров.

Внешне это кино – масштабный монумент супергероике, которая незаметно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Своей продуманной динамикой, стройностью и масштабностью он напоминает пирамиды древних американских цивилизаций. В нём застыла память о всём, что так дорого простым зрителям: самые любимые сцены, самые яркие персонажи, самые важные дилеммы и их разрешение. Не будь в фильме отменного юмора, эта махина утащила бы зрителя на дно, но благодаря отличным шуткам она держится на воде как заправская лёгкая ладья, изящно скользит по волнам, как будто нет на ней всего того груза событий и судеб, которые на неё нагружали все эти годы.

Да, в какой-то мере братья Руссо дали жизнь громадному фансервису, который даже в неожиданностях оказывается логичен и понятен, но если брать в расчёт исходные, объём работы и предвзятое внимание публики, с которыми пришлось работать режиссёрам, становится понятно, что иного выхода у них не было. Прилизанность и некоторая несмелость здесь следует заветам капитана Америки беречь каждую деталь проекта, подать её пусть не так шикарно, но целой и невредимой.

За счёт этого получилось суховато снаружи, но внутри – это настоящее прощальное письмо, в котором десятки голосов, слезы, улыбки, потери, победы, боль и радость всех этих лет смешались воедино, чтобы сложиться в старый завет об исправлении ошибок и неотвратимости потерь, о бессмертных добре, зле и выборе, о том, что не важно какой ты, главное кто ты и о том, что завтра обязательно будет новый день. А он обязательно будет, даже не сомневайтесь.