Вверх

Супергерои на каникулах. «Человек-паук. Вдали от дома»

Третья фаза развития киновселенной Marvel, насыщенная событиями, новыми героями и кроссоверами, подходит к концу. И зрители, и создатели могут немного выдохнуть после эпичных и печальных событий последних Мстителей, ведь на экраны возвращается старый знакомый в своем новом и, пожалуй, самом точном воплощении. Новая картина о приключениях Паучка приумножила достижения первой части: в ней больше юмора, больше подросткового эскапизма, больше Зендаи, больше силы, больше ответственности. Однако, сбежать от наследия франшизы, в который он к тому же должен поставить точку, и стать полноценным произведением у фильма не получилось.

Внимание: рецензия содержит спойлеры по фильму «Мстители: Финал».

После победы над Таносом, героической жертвы Тони Старка и возвращения половины населения Земли, люди учатся жить в новом мире. Человечество скорбит по павшим героям, и особенно нелегко приходится Питеру Паркеру. В лице Старка он потерял не просто друга и пример для подражания, а человека, фактически заменившего ему отца. Не облегчает его бремя и общество, видящее в 16-летнем подростке нового Железного человека, и Ник Фьюри, разыскивающий его с целью спасения Планеты. Чтобы немного отдохнуть от недавних событий и костюма супергероя, Питер уезжает с классом в тур по Европе. Но от судьбы не скрыться и в Венеции, и она настигает его в виде элементалов: чудовищ, воплощающих четыре стихии и угрожающих всему живому. С ними Паучку предстоит сразится бок о бок с Мистерио, загадочным новым супергероем из параллельной вселенной.

«Вдали от дома» — любопытный пример произведения, в котором форма отображает содержание. Подобно Питеру Паркеру, сам фильм все время пытается уйти от супергероики и рассказать романтическую историю подростков на каникулах, но появляется Ник Фьюри и все равно возвращает их (и Паркера, и историю) на путь спасения мира. Помимо этого, картина по-подростковому несамостоятельна: для того, чтобы просто понять, о чем идет речь, нужно предварительно ознакомиться с третьими и четвертыми «Мстителями» и «Возвращением домой», вдобавок желательно освежить в памяти трилогию о Железном человеке, третьего «Капитана Америку», «Доктора Стрэнджа» и «Капитана Марвел». Гурманам еще неплохо бы добавить к списку «Человека-паука» Сэма Рэйми.

По количеству отсылок фильм уступает лишь «Финалу», и если в случае с тем же Стрэнджем создатели ограничились парой упоминаний, то на событиях и персонажах остальных фильмов франшизы полностью построен сам сценарий. «Вдали от дома» — это не отдельное здание, с которого перекинут мостик к башне «Мстителей», и даже не пристройка к ней. Это — мезонин, дополнительная надстройка к основному зданию, симпатичная и функциональная, но в принципе без собственного фундамента. Как экранный Питер Паркер в своей супергеройской жизни зависит от Тони Старка, так и фильм вне контекста серии теряет львиную долю смысла. Значимость Железного человека для Паучка (и, видимо, для киновселенной Marvel) воплощена не только в количестве упоминаний (для фильма, в котором нет Роберта Дауни-мл., оно просто зашкаливает) персонажа, но и в полной зависимости от него всей сюжетной линии. Если из сценария убрать все арки и повороты, завязанные на особенностях личности, героических поступках и технологиях Тони Старка, получится «Евротур» с рейтингом PG-13. Мы, конечно, любим его 3000 раз, но в фильме о взрослении Человека-паука хотелось бы увидеть больше самостоятельных решений последнего.

Полномасштабным эпилогом Железному человеку фильм, впрочем, не ограничивается: он вполне удачно подводит итоги всей Саги Бесконечности и закладывает основы для дальнейшего развития серии. Мир остался без основных Мстителей, но угрозы, с которыми они призваны бороться, никуда не делись. Половина населения Земли вернулась, но жизнь на время их отсутствия не остановилась, и теперь они вынуждены учится жить в новых условиях. Ник Фьюри, больше не возглавляющий «ЩИТ», вынужден искать новых героев, и в первую очередь обращается к Паркеру как к продолжателю дела Старка. И на фоне этих событий происходит становление Человека-паука, уже не просто дружелюбного соседа (в конце концов, он и впрямь даже был в космосе), но и полноправного Мстителя и защитника планеты.

Даже будучи целиком зависимым от предыдущих частей, качественно фильм им нисколько не уступает, а многие даже превосходит. Он вобрал в себя все хорошее от предшественников: экшн, костюмы, декорации и спецэффекты выполнены вполне достойно. А излишний пафос, нарочитую серьезность и вселенскую значимость происходящего авторы заменили легким, задорным повествованием, отличным юмором и подростковой наивностью. От этого фильм кажется живее и органичнее условного «Капитан Марвел», и представляет собой яркое завершение большой истории. Фильм подсластил горькое послевкусие «Финала» и неплохо продвинул развитие персонажа вперед.

Поклонникам франшизы в целом и Паучка в частности понравится, не смотревшим предыдущие фильмы серии, возможно, нет. Впрочем, таковых на показе картины сложно представить.

В кино с 4 июля.