Вверх

Стать Ван Гогом. «На пороге вечности» Джулиана Шнабеля

В кинотеатрах — необычный байопик о необычном человеке. В своей новой ленте режиссер «Баскии» отдает дань уважения одному из величайших художников в истории, а также стремится показать таинство рождения его картин.

 

 

В течение фильма камера следует за Ван Гогом в самый насыщенный период его творчества и показывает наиболее яркие моменты жизни — от содержания в психиатрической лечебнице до хрестоматийной истории с отрезанным ухом. Но это — не стандартный байопик, иллюстрирующий и без того всем известные события, и даже не авторский взгляд на культовую историческую фигуру. В своей работе Шнабель пошел дальше, стремясь не просто рассказать историю художника, а показать ее его же глазами, напрямую передать зрителю его чувства. Место действия — не знаменитая комнатка в Арле и не золотые поля южной Франции, а голова самого Ван Гога.

 

Отсюда и сюжетное, и визуальное построение картины. Обрывистый, сконцентрированный на диалогах и монологах сценарий и неровные движения камеры, не задерживающейся подолгу ни на чем. Вместо привычного действия, показанного общим планом — вереница лиц, предметов и пейзажей, сцен, связанных друг с другом не сюжетно, а скорее по наитию, объединенных не столько общей историей, сколько мироощущением героя. Живопись, перенесённая на экран. Причем живопись не предметная, не рассказывающая историю, а чувственная, взаимодействующая не с мозгом, а с душой. То самое искусство, которым в совершенстве владел Ван Гог.

 

 

Сложно себе представить, как с такой задачей справился бы любой другой, пусть даже хороший, режиссер. Но, помимо кинематографической деятельности, Джулиан Шнабель еще и художник. Именно это и помогло ему верно подобрать все необходимые элементы, от каста до цветовых и световых решений, чтобы позволить зрителю два часа прожить прекрасной и трагичной жизнью великого живописца, увидеть красоту мира, как ее видел Ван Гог, и почувствовать то, что чувствовал в эти моменты Ван Гог.