Back

Солнце, кино и другие

«Сандэнс» — это вообще-то не сам фестиваль, а институт. А вот SFF (Sundance Film Festival) — это программа при Институте Сандэнс. Проходит он ежегодно в январе в Парк Сити (Юта). Если говорить о посещаемости (в 2016-м, например, около 46 тысяч зрителей), это крупнейший фестиваль независимого кино в Штатах.

 

История

Институт Сандэнс основал Роберт Редфорд в 1981 году на некоммерческой основе, чтобы взращивать независимых артистов. Учебные программы посвящены развитию режиссеров, театральных деятелей и композиторов со всего мира. Ретфорд основал институт на свои заработки, которые начались с фильмов «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (вот оттуда-то и название, полученное фестивалем в 1991 году) и «Скоростной спуск» 1969 года. Актер выкупил всю лыжную зону на восточной стороне горы Тимпаногос к северо-востоку от Прово, штат Юта, под названием «Тимп-Хейвен», которая был переименован в «Сандэнс». А в Юте Ретфорд стал строить дом еще в 1963 году, так как его жена Лола родом оттуда.

Фестиваль «Сандэнс» впервые был проведен в Солт Лейк Сити в августе 1978 года с целью привлечь больше режиссеров (как жаль, что нет идеально подходящего перевода для filmmaker!) в Юту. Сам фестиваль основал не Редфорд, а Стерлинг Ван Вагенен (глава «Вайлдвуд», компании Роберта), Джон Эрл и Сирина Хэмптон Катания. В тот год на фестивале были показаны «Освобождение», «Трамвай «Желание», «Полуночный ковбой», «Злые улицы», «Сладкий запах успеха». С председателем Робертом Редфордом и помощью губернатора штата Юта, Скотта Мэтсона, была осуществлена основная цель фестиваля: продемонстрировать строго американские фильмы, выделить потенциал независимого кино и расширить возможности для кинопроизводства в штате Юта. В то же время, не менее важной целью было проведение конкурса среди независимых американских фильмов, презентация серии ретроспективных фильмов и проведения дискуссий среди кинорежиссеров, а также празднование премии Фрэнка Капра. Фестиваль также подчеркнул деятельность региональных кинематографистов, которые работали за пределами голливудской системы — и всем понятно, почему это важно, не так ли?

В 1984 году институт Сандэнс, возглавляемый Стерлингом Ван Вагененом, взял на себя управление кинофестивалем США. Перенос брендинга и маркетинга с кинофестиваля США на кинофестиваль в Сандэнсе осуществлялся под руководством Коллин Аллен по назначению Роберта Редфорда. В 1991 году фестиваль был официально переименован в кинофестиваль Sundance.

Вообще-то, Кинофестиваль Сандэнс проводится не только в Юте: Сандэнс также проводится в Лондоне (с 2012 года), в Гонконге (с 2016 года), в Бруклинской Академии Музыки (BAM, с 2006 года).

 

Особые участники фестиваля

В первый год существования (1985) на фестивале были представлены теперь уже ставшие легендарными фильмы «Берта по прозвищу «Товарный вагон» Скорсезе, «Пурпурная роза Каира» Аллена и «Безумие-13» Копполы — среди 86 показанных лент. Честно говоря, по списку участников можно составлять себе «топ-лист» без зазрения совести, ведь каждый год через Сандэнс проходят лучшие из лучших — и это давно доказано.

Ежегодно в фестивале принимают участие от 60 до 200 полнометражных фильмов, предварительно отобранных из множества участников. Как и на всех кинофестивалях, желающие показать ленту заранее подают заявку на сайте института Сандэнс.

В 1989 году запоминающимся был показ короткометражки Чарли Чаплина «Скетинг-Ринг».

В 1994, среди прочих, в фестивале принял участие фильм «Клерки» Кевина Смита.

1998 — год показа фильма Такеси Китано «Фейерверк», одного из лучших фильмов 90-х гг XX века.

В 2001 году зрителей поразили ленты «Американский психопат» (тут все запомнили не режиссера Мэри Хэррон, а актера Кристиана Бейла), «Фанатик» Генри Бина (получил Гран-при фестиваля в тот год), «Донни Дарко» (Ричард Келли) и «Помни» (до сих пор все спорят, а не лучший ли это фильм в фильмографии Нолана). Вот уж воистину культовые ленты, каждая из них занимает отдельную ячейку в моей киноманской вселенной. Скажите, что вы их не пересматривали, ну?

В 2003 зрители и жюри впечатлились лентами «28 дней спустя», «Шоу века» и «Американское великолепие», последний и получил приз фестиваля. На следйющий год любимцами стали фильмы «Эффект бабочки» (не нуждается в пояснении) и «Дневники мотоциклиста» (роуд-муви о молодом Эрнесто Геваре).

 

В честь 25-летия со дня открытия иститута Сандэнс фестиваль проходил в Парк-Сити, в городе Огден, на курорте Sundance Resort и в Солт Лейк Сити. Открывал фестиваль фильм «Положись на друзей», фильмом закрытия был «Альфа Дог».

На фестивале 2006 года состоялась премьера теперь уже всемирно любимых фильмов:

  • «Счастливое число Слевина»
  • «Премия Дарвина»
  • «Иллюзионист»
  • «Маленькая мисс Счастье»
  • «Ночной слушатель»
  • «Наука сна»
  • «Тайная жизнь слов»
  • «Здесь курят»

В последующие годы новинками, прославленными на фестивале, стали фильмы «Жизнеобеспечение» (2007), «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Операция «Мертвый снег» (2009), «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (2009), «Посланник» (2009), «Звери Дикого Юга» (2012), «Одержимость» (2014).

Из наших режиссеров в разное время на фестивале Сандэнс были показаны ленты Анны Меликян («Русалка», премия в номинации «Мировое художественное кино — лучшая режиссура» в 2008-м) и Дмитрий Поволоцкий (короткометражка «Pal/Secam» в 2009-м).

Современность

В этом году, по традиции, фестиваль прошел в самом конце января.

Главные призы получили ленты:

«Неправильное воспитание Кэмерон Пост» — U.S.Dramatic (о попытке «перевоспитания» девушки, которую подозревают в гомосексуальной связи);

«Кайлаш» — U.S.Documentary (документальный шедевр);

«Об отцах и сыновьях» — World Cinema Documentary (документалка, Сирия);

«Бабочки» — World Cinema Dramatic (о троих родных братьях-сестрах, которые росли отдельно и, конечно, воспитывались по-разному).

Приз зрительских симпатий получили ленты:

«Поиск» (о воспитании, потере и поиске онлайн);

«Бёрден» (название фильма имеет и прямой перевод — «бремя», но в данном случае это фамилия главного героя, потрошителя в рядах Ку-клукс-клана);

«Предложение» (режиссер изображает историю сестры, осужденной за соучастие)

и

«Виновный» (полицейский колл-центра ожидает спокойной смены, как вдруг получает звонок от похищенной дамы, который внезапно обрывается).

 

Лично для меня само слово «Сандэнс» давно уже прочно ассоциируется с порцией хороших фильмов, которая доберется до РФ в течение следующих 1,5-2 лет. 

К слову, ни один фильм еще не оказался плох.

Следить за событиями фестиваля (а в данном случае ознакомиться с прошедшими) можно здесь.

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment