Вверх

Snoochie bootchies. «Системное безумие» Джейсона Мьюза

Пока поклонники Кевина Смита замерли в бесплодном ожидании третьих «Клерков» и без устали обсуждают ребут «Джея и Молчаливого Боба», Джейсон Мьюз решил поупражняться в режиссуре и самоиронии. Редкую возможность наблюдать на большом экране мета-безумие актера одной (зато какой!) роли российскому зрителю предоставили Cool Connections, включившие картину в программу фестиваля Amfest.

Актерская карьера, попавшая в капкан единственной звездной роли или амплуа, для кино тема извечная. Примеров по всему миру несть числа, от Бориса Карлоффа до Маколея Калкина, от Дэниэла Редклиффа до Савелия Крамарова. Но Джейсон Мьюз (по крайней мере, его экранное воплощение) — не совсем тот случай.

Во-первых, строго говоря, он вообще не актер и не то чтобы очень стремится им быть. Попав в кино и культовый образ буквально по знакомству, он никогда особо не стремился к вершине ремесла, не грезил образом Гамлета на лондонских подмостках или, на худой конец, Бродвеем. Во-вторых, он совсем не производит впечатление артиста, уставшего от однообразных (скорее, просто одной и той же) ролей. Он вроде бы следует всем пунктам программы — постигает Систему, обивает пороги кастинг-директоров, жалуется на то, что окружающие видят в нем лишь персонажа. Но в то же время он искренне кайфует от своего образа, охотно примеряя его и в беседе с фанатами, и в ролевых играх со своей девушкой. Джей повсюду с ним — на скринсейвере, на футболке, даже в образе жизни, и Мьюза это определенно устраивает. Это сводит на нет весь драматичный потенциал истории, но здесь он и не нужен.

Выявить печальное в смешном и предстать перед публикой грустным клоуном — это просто не его стиль. Ни Мьюза, ни Джея (что, по сути, одно и то же). Вот превратить любую драму в откровенный фарс и попутно простебать все, что попадется под руку — это уже ближе к истине. Возведение безумия в систему получилось задорным, пошловатым (а как иначе), по-хорошему простым и вполне в духе ранних абсурдных комедий Смита. Собственно, на фанатов последних фильм и рассчитан.

Мета-спин-офф приключений Джея и Молчаливого Боба ожидаемо ссылается на все предыдущие картины франшизы, насыщен камео в диапазоне от Дэнни Трехо до Стэна Ли (странно, что обошлось без парочки Аффлек/Дэймон) и всячески подкалывает индустрию. Последнего, к слову, ожидалось побольше и понаглее, но, видимо, сказалось отсутствие опыта постановщика или его же возраст (да, стареет даже Джей).

Случайный зритель рискует не понять даже половины сюжета, не говоря уже об отсылках. «Системное безумие» одновременно занимает место и в Askewniverse, и вне ее (но оценить это по достоинству смогут, опять-таки, лишь те, кто знаком с ранними картинами).

Тем, кто ностальгирует по «Клеркам» и «Догме», фильм придется по вкусу, а кратковременное, но эффектное возвращение на экран известных героев поможет скрасить ожидание грядущего перерождения вселенной. Тем же, кто не смотрел раннего Смита, настоятельно рекомендуется восполнить этот досадный пробел. Потому что, во-первых, оно того стоит, а во-вторых, полюбив персонажей, можно не ждать проката следующего фильма франшизы, а окунуться в их безумный мир уже в ближайшие выходные.

В Москве повторный показ состоится 9 октября.