Вверх

Слоновье счастье. «Дамбо» Тима Бертона

После впечатляющих результатов игровых версий «Золушки» и «Красавицы и чудовища» Disney продолжает переносить классику мультипликации в реальный мир. «Дамбо» Тима Бертона — это знакомая история про волшебного слоненка, рассказанная на новый лад, и потенциальный фаворит следующего «Оскара» в номинациях за лучшую художественную постановку и лучшие костюмы.

1919 год. Некогда успешный бродячий цирк братьев Медичи (на самом деле, братья существуют лишь в названии и мечтах владельца — Макс Медичи руководит цирком в одиночку) переживает упадок. На старые номера зритель уже насмотрелся, а погрязший в финансовых проблемах руководитель не обновлял программу уже несколько лет. В этом состоянии полураспада цирк встречает возвратившегося с войны Холта — бывшую звезду арены, а ныне — неудачливого калеку, пытающегося пережить смерть любимой жены и найти общий язык с двумя детьми, привыкшими жить без отца. Единственная надежда Медичи — на слониху Джамбо и ее детеныша, который вот-вот должен появиться на свет — рушится, когда слоненок рождается с непропорционально большими ушами, которые публику скорее отталкивают, нежели вызывают у нее умиление. Однако то, что на первый взгляд кажется провалом, оказывается удачей — при помощи своих огромных ушей маленький Дамбо может летать, и вскоре становится гвоздем программы.

Если человеку, не знающему ничего о фильме, задать вопрос: «Какой мультфильм Диснея мог бы поставить Тим Бертон?», ответ вполне очевиднен. История о странном летающем цирковом слоненке, которого не понимает и отвергает общество — режиссер «Эдварда руки-ножницы» в самом деле кажется идеальной кандидатурой. Но тут есть противоречие. Фильмы Бертона известны и любимы поклонниками за их мрачную, окологотичную атмосферу, их гротескные, сюрреалистичные сюжеты и неприкаянных, совершенно не похожих на обычных людей персонажей, которые зачастую вызывают отторжение. Продукция Disney же — практически полная им противоположность: герои всегда добры и миловидны, атмосфера легка и воздушна, а действие не предполагает ничего травмирующего хрупкую детскую психику. Победителем в этом условном противостоянии режиссера и продюсеров вышел, разумеется, Disney. «Дамбо» — несмотря на присутствие всех атрибутов бертоновского кино (кроме, разве что, Джонни Деппа), — фильм совершенно не бертоновский.

Сложно упрекать в таком кино, рассчитанное на детскую аудиторию, но «Дамбо» не может похвастаться неожиданными поворотами сюжета и неоднозначными персонажами. История проста и понятна: добро торжествует, зло наказано, миром правят любовь и понимание, семья — превыше всего. В целом это, конечно, неплохо, но кажется, что будь у Бертона больше творческой свободы, фильм вышел бы куда более насыщенным и интересным.

Но есть у картины и плюсы, в определенной степени компенсирующие плоскость истории и невыразительность персонажей. Визуальная часть фильма, пусть имеющая крайне мало общего с стилем Бертона, все же очень хороша. Декорации, CGI и грим сделаны качественно и приятны глазу. Аутентичные костюмы периода после Первой мировой войны добавляют фильму своеобразия и красочности. Радует и содержимое этих костюмов. Актерский состав выжал максимум из персонажей истории и справился превосходно.

Далее текст содержит спойлеры.

Есть у ленты еще одно — менее очевидное, но серьезное достоинство. Оно возникает, если рассматривать фильм Тима Бертона в сравнении с оригинальным мультфильмом. Счастливый конец оригинала — признание Дамбо, финансовое благополучие цирка и довольная мама слоненка, которой выделили персональный вагон. Мультфильм 1941 года — это, по сути, классическая капиталистическая история персонального успеха. Счастливый конец новой картины: Дамбо вместе с мамой возвращаются в дикую природу, а Медичи отказывается от использования животных и создает новый «семейный» цирк, где каждый из героев, занимаясь тем, что ему по душе, счастлив и реализован. Фильм Тима Бертона — это гуманистическая история коллективного счастья, где каждый находится в гармонии с окружающим миром и самим собой.