Вверх

Сквозь темное «Стекло»

В прокат выходит долгожданное завершение «комиксовой» трилогии М. Найта Шьямалана. История, задуманная еще в начале 2000-х годов, отложенная в связи с провалом «Неуязвимого» и возрожденная после успеха «Сплита», задолго до появления на экране привлекла немало внимания, став одной из самых ожидаемых премьер года. Распорядился этим вниманием главный голливудский фанат неожиданных и «неожиданных» развязок в своем фирменном стиле.

Спустя девятнадцать лет после крушения поезда и судьбоносной встречи с Мистером Стекло (Сэмюэл Л. Джексон), осознавший свое предназначение Дэвид Данн (Брюс Уиллис) успешно построил карьеру супергероя среднего звена. Не стремясь спасти весь мир, он занимается решением локальных проблем в родной Филадельфии, пестрым трико предпочитает все тот же невзрачный плащ охранника, а место одаренного ассистента в пещере, оснащенной по последнему слову техники, занимает его сын, отслеживающий перемещения отца в Google maps в подсобке магазинчика систем видеонаблюдения — прикрытия под стать герою. На повестке дня филадельфийского виджиланте — таинственный злодей, стоящий за похищениями девушек-подростков. В процессе разведывания местности герой оказывается на заброшенной фабрике, где ему предстоит столкнуться с объектом своих поисков — Кевином Вендаллом Крамбом (Джеймс МакЭвой) и его «зверской» личностью. Короткая схватка завершается поимкой обоих (или двадцати пяти) участников и помещением их в специализированное учреждение, занимающееся лечением пациентов, мнящих себя супергероями. Здесь и пересекутся пути всех персонажей картины.

Сложно обвинить режиссера в желании собрать кассу и завоевать сердца поклонников, эксплуатируя самую громкую и прибыльную тему массовой культуры последних десяти лет. М. Найт Шьямалан действительно заинтересовался супергероикой и комиксами еще во времена, когда они проживали на дне океана зрительского интереса. Однако бросить пару камней в огород постановщика вполне позволяет тот факт, что за девятнадцать лет, прошедших после выхода «Неуязвимого», как следует разобраться в вопросе он так и не удосужился. «Стекло» представляет собой любопытный опыт по авторскому переосмыслению жанра, попытку осветить популярную тему с непривычной стороны. Впрочем, попыткой он и остался.

При препарировании жанра, с законами которого сейчас знаком каждый школьник, неплохо было бы глубоко изучить предмет и вооружится хирургическим скальпелем, чтобы, острожно снимая все внешние атрибуты, добраться до самой сути. Шьямалан же производит впечатление любителя, который, нахватавшись поверхностных знаний, орудует мясницким тесаком. Он решительно отвергает едва ли не все каноны супергероики, но взамен не предлагает ничего выдающегося. Вопреки надписям на постерах, в фильме нет ни героя, ни злодея. На роль первого прочат персонажа Брюса Уиллиса, но для полноценного раскрытия его как главного героя ему уделено слишком мало времени. С антагонистами у фильма вообще беда. Психически нездоровый Крамб, на развитие эмпатии к которому ушел весь «Сплит», злодеем быть не может по определению, овощеобразный Мистер Стекло подходит лишь с учетом прошлых заслуг, а таинственный орден вышел уж слишком таинственным, да и появляется в сюжете слишком поздно. «Стекло» не покажет ни эволюции персонажей (буквально каждый герой фильма остается в конце таким же, как и был), ни эпичной финальной битвы (в принципе она есть, но, мягко говоря, на любителя). Из всех канонов жанра уцелел разве что кризис самоопределения у Девида Данна, но им, в силу того же поверхностного раскрытия героя, не очень то проникаешься.

Решительно отойдя от супегероики, ни к чему другому фильм так и не пришел. Ни драмой, ни триллером, ни боевиком его назвать нельзя. На выходе это двухчасовая нарезка кадров с героями предыдущих частей, парой вялых потасовок и неприлично большим количеством диалогов, увенчанная неизменной шьямалановской многоходовочкой в конце. Единственное, что освежает и в определенной степени украшает сие зрелище — это идея показать настоящими героями истории не персонажей с сверхспособностями, а обычных людей, составляющих их ближайшее окружение. Жаль, что эта линия сюжета оказалась почти полностью вытеснена пускающим слюни Джексоном, грустящим Уиллисом и попыткой в одном кадре показать максимально возможное количество личностей героя МакЭвоя.

Comment(1)

  • Andrey Bykov

    16.01.2019

    Класс. Коротко. Ёмко. По делу)

Sorry, the comment form is closed at this time.