Вверх

Скажите, как его зовут? «Шазам!» Дэвида Ф. Сендберга

После плеяды преувеличенно серьезных и неуместно мрачных фильмов по мотивам комиксов DC, Warner Bros. наконец выпустили легкое, ненавязчивое и действительно смешное кино о парне в плаще. «Шазам!» — это своеобразная подростковая версия «Дэдпула» из мира Лиги справедливости, однозначно укрепившая позиции DC в гонке крупнобюджетных супергеройских экранизаций.

Билли Бэтсона, подростка-сироту из Филадельфии, никак не назовешь примерным. Он с завидной регулярностью сбегает от различных приемных родителей, постоянно нарушает закон и конфликтует с социальными службами. Однако у его действий понятная и трогательная цель: он стремится найти свою настоящую мать, потерявшую его много лет назад. До сих пор поиски успехом не увенчались, и после очередной неудачи он попадает в очередную новую семью — на этот раз куда более квалифицированную по части усыновления. На этом препятствия не заканчиваются, ведь именно Билли выбирает в качестве наследника своих волшебных сил стареющий маг, стоящий на страже миров от Семи смертных грехов. Теперь четырнадцатилетний Билли, стоит ему произнести незамысловатое заклинание «Шазам!», становится взрослым супергероем с полным набором положенных способностей. Как известно, с большой силой приходит и большая ответственность, и вскоре новоиспеченному герою предстоит испытать это в полной мере — доктор Севана, некогда претендовавший на силу Шазама, становится на путь зла и открывает на него охоту.

Казалось, что вышедший пару лет назад «Человек-паук: возвращение домой» расставил все точки над i в области подростковой супергероики. Оказалось, он сказал лишь первое слово. Если новая инкарнация Питера Паркера представляла собой образ немного шаловливого, но все же на удивление благопристойного подростка, стремящегося как можно скорее применить свои сверхспособности на благо общества, то его визави от мира DC — нечто диаметрально противоположное. Вообще, по части «подростковости» Билли Бейсон оставляет Паучка далеко позади. Получив суперсилу, Паркер тут же бросается на помощь окружающим, он как будто по умолчанию знает, что должен делать настоящий супергерой, просто пока не знает, как. Окей. Только вот Билли, получив магические способности Шазама, тут же бросается зарабатывать с их помощью деньги и просмотры в интернете, а первым делом и вовсе отправляется в магазин, чтобы попробовать пиво. Если учесть, как ведут себя подростки в реальном мире, звучит куда правдоподобнее.

Разумеется, как человек, выросший во вселенной Супермена, он также употребляет силу по прямому назначению, однако, в отличие от дружелюбного соседа, не имеет ни малейшего понятия, что и как ему с этой силой делать. В большинстве ситуаций проблем он больше создает, чем решает. «Человек-паук» выглядит как осмысленный фильм о подростках, который снял взрослый человек. «Шазам!» выглядит, будто дорогое и взрослое кино почему-то дали снимать подросткам. В контексте нынешнего состояния супергеройского кино это выглядит рок-н-ролльно, свежо и действительно круто.

Еще круче фильм выглядит в контексте экранизаций комиксов DC. Окончательно избавившись от библейского пафоса и мрачной атмосферы фильмов Зака Снайдера, вселенная Лиги справедливости наконец заиграла новыми и яркими красками. «Шазам!» — это идеальная сайд-стори, представляющая нового, совершенного не похожего на своих коллег, участника Лиги. Даже наиболее удачные экранизации DC последних лет, «Чудо-женщина» и «Аквамен», несли на себе налет патетичной серьезности предшественников. Новый фильм эту патетику отрицает напрочь, а порой даже откровенно над ней потешается. Действие «Шазама!» разворачивается в том же мире, о чем нам не устают напоминать, однако показывает его с совершенно иной, светлой стороны. Картина будто подмигивает зрителю, говоря: «Да, фильмы DC могут быть и такими».

Наконец, «Шазам!» хорош и вне всяких контекстов. Он в самом деле очень смешной (большинство гэгов предсказуемо основаны на ситуации «подросток в теле взрослого мужчины», что, впрочем, не мешает им оставаться смешными), несет в себе правильный и актуальный посыл, в меру серьезен и местами даже трогателен. А чисто подростковая легкость и беспечность, с которой он снят, позволяет расслабится и получить массу удовольствия от просмотра.