Вверх

Шашки наголо. «Достать ножи» Райана Джонсона

Райана Джонсона и его творчество можно упрекнуть во многом. Например, в излишней вольности, нежелании следовать канону или тяге к экспериментам. Впрочем, за это же его можно похвалить. И еще — за режиссерскую смелость и оригинальность. Подписать своим именем «Последних джедаев» мог только очень смелый человек. Посеяв смуту в сообществе фанатов «Звездных войн», постановщик обратил внимание на другую социальную группу — поклонников классических детективов. Что ж, зная творческий почерк Джонсона, можно быть уверенным: убийца — точно не садовник.

Бенуа Блан (Дэниел Крейг) — детектив, помимо звучного имени знаменитый своей невозмутимостью и своеобразным подходом к работе, получает необычный заказ. Анонимное письмо (с прилагающимся внушительным гонораром) приводит его в особняк популярного писателя, накануне погибшего при загадочных обстоятельствах. Жертва оставила после себя солидное состояние, а значит, под подозрением — каждый из членов многочисленной семьи, претендующий на наследство.

«Достать ножи» уверенно следует по проторённой Агатой Кристи и Артуром Конан Дойлем дорожке: картина будто нарочно собрала все атрибуты (или клише) жанра. Место преступления — загородный дом, свидетелей (почти) нет, зато подозреваемых — хоть отбавляй, у каждого есть мотив и каждый что то недоговаривает. Эркюль Пуаро эпохи смартфонов выглядит привлекательнее и действует менее утонченно (целиком отделаться от флера агента 007 Крейгу удастся не скоро), но незатейливость предтечи и манера тянуть интригу до последнего все еще на месте. Злодей, разумеется, будет найден, двуличие наказано, а справедливость восторжествует. 

Сценарно фильм во всем вторит классике, а сюжетные повороты едва ли шокируют не только искушенных поклонников жанра, но даже простого зрителя. От многочисленных экранизаций британских писателей картину отличает именно внешняя составляющая. Главное достоинство фильма — его актерский ансамбль. Крис Эванс, Ана де Армас, Джейми Ли Кертис, Майкл Шэннон, Тони Колетт и Кристофер Пламмер прекрасны как вместе, так и по отдельности. И у каждого — проработанный и запоминающийся персонаж. До уровня «Госфорд Парка» история все же не дотягивает, но ведь и Крейг — не Стивен Фрай, и Джонсон — не Роберт Олтмен (по крайне мере, пока).

Как любой уважающий себя режиссер современного американского кино, Джонсон проходится по актуальной повестке. Зачастую она даже крадет экран у основной (или нет) детективной линии.  Дональда Трампа и альтрайтов за последние годы не пнул только ленивый, но у авторов фильма это все же вышло свежо, органично и с огоньком. 

«Достать ножи» выглядят, как заметка в айфоне Агаты Кристи, если бы она жила в в трамповской Америке. Фантазия довольно специфичная, но любопытная. А если добавить к ней харизматичный каст, бодрое повествование и несколько отличных панчлайнов (в основном в исполнении Дэниела Крейга), следить за этим станет еще интереснее.