Вверх

Семь культовых фильмов, снятых в одной локации

«Страсти Жанны д`Арк», Карл Теодор Дрейер, Франция (1929)

Место действия: средневековый суд

Величайший датский режиссёр Карл Теодор Дрейер снял одну из самых значимых для мирового кинематографа немую картину. К большому сожалению, для французской освободительницы Жанны д’Арк этой самой one location стал Руанский инквизиционный суд, где вершили её судьбу жестокие и фанатичные судьи-богословы.

Дрейер исследует значение истинной веры и духовности, обличая власть имущих государственников в их безжалостной хитрости и попытках заставить Жанну отречься от веры. А крупные планы актрисы Марии Фальконетти, на которых и держится всё эмоциональное напряжение шедевра, является определенно новаторским приёмом.

 

 

«Верёвка», Альфред Хичкок, США (1948)

Место действия: буржуазного вида апартаменты

Одна из самых экспериментальных работ мастера — попытка снять фильм без монтажных склеек (желание добиться эффекта живого театра). Но из-за определенных технических сложностей в итоге получилось 10 монтажных кадров. Действие происходит в квартире Брэндона (Джон Долл), куда он и его студенческий друг Филипп (Фарли Грейнджер) приглашают всех своих приятелей для празднования «особенного события». Только вот незадолго до прибытия гостей Брендон и Филипп совершают убийство и прячут тело в большой сундук, который будет изобретательно играть роль стола на празднике «жизни».

Одну из главных ролей в «Веревке» играет звезда того времени (до пика своей формы ему осталось совсем чуть-чуть) — Джеймс Стюарт. Именно он, будучи преподавателем у Брендона и Филиппа, вселил им в головы теорию, очень отчетливо рифмующуюся с теорией Раскольникова.

 

 

«12 разгневанных мужчин», Сидни Люмет, США (1957)

Место действия: комната для уважаемых присяжных заседателей

Монохромная дебютная картина Сидни Люмета является одной из самых ключевых для Американского кинематографа. Ни один американский топ-лист не обходится без камерного фильма про 12 мужчин-присяжных, которые сначала вяло, а потом до исступления бурно решают судьбу мальчика итальянского происхождения.

Причиной такого колоссального успеха, во-первых, является очень впечатляющая игра Генри Форда и Ли Дж. Кобба. Во-вторых, мастерски продуманная Сидни Люметом атмосфера комнаты присяжных — своей духотой и сигаретным дымом она душит не только героев, но и зрителей. А энергия съемки, словно в режиме реального времени, передается театрально мощно.

 

 

«Собачий полдень», Сидни Люмет, США (1975)

Место действия: коммерческий банк

Вот и Новый Голливуд. Болезненная человеческая драма о попытке достать деньги любой ценой, потому что отчаянию и неудовлетворенности уже нет предела. И опять, что называется, очень важное кино для американцев.

Сонни (Аль Пачино) и его напарник (Джон Казале) неумело врываются в банк для того, чтобы забрать «принадлежащие им деньги». История основана на реальных событиях и Сидни Люмет мастерски её наполняет душераздирающими деталями, абсурдным юмором, холодным отчаянием и разговором про «не забывайте о ваших правах».

 

 

«Забавные игры», Михаэль Ханеке, Австрия (1997)

Место действия: загородный дом идиллического типа

Тема жестокости/насилия в фильмах австрийского мастера, как мне кажется, лучше всего раскрыта именно в этом культовом кино. Кстати, советую смотреть оригинальную версию 1997, а не американский ремейк, снятый им же. Тут шокирующая и кинематографичная убер-жестокость очень органично сочетается с манипулятивной линией фильма. Потому что насилие тут мотивировано не жанром и конъюнктурой, а человеческой природой.

Семейство из среднего класса приезжает в свой загородный дом у озера (вот вам и хоррор троп), в скором времени их встречают чересчур дружелюбные соседи, два молодых человека — Питер и Пауль. Череда нелепых ситуаций, неловкий обмен репликами — и молодые люди резко рушат четвертую сцену, что и знаменует начало «старого-доброго насилия». Ещё не уставший Ханеке выдает удивительную по своей беспощадности сатиру на социальные нравы и буржуазность, критика которой вообще сквозит через все  его фильмы.

 

 

«Догвилль», Ларс Фон Триер, Дания (1998)

Место действия: бывший шахтерский городок «Догвилль»

«Догвилль» многими считается лучшим фильмом у датского гения современного кинематографа. Первая картина трилогии «США», по итогу, правда, получившаяся дилогией. Догвилль нарисован мелом, то есть воспринимать его надо условно — дома, деревья, живая природа, — всё очерчено белыми полосами. А всё остальное — это театральный реквизит и актёры. Ларс Фон Триер делает настоящее, живое кино, лишенное какой-либо искусственности в отместку всему компьютезированному Голливуду. По заявлению самого Триера, он черпал вдохновение у театральной системы, особенно в пьесах Брехта.

Главная героиня Грэйс (Николь Кидман) сбегает от банды гангстеров и попадает в Догвилль. Общим решением горожан она остается в городе, где с течением времени из-за ряда причин попадает в рабское положение.

 

 

«Резня», Роман Полански, США (2011)

Место действия: американская квартира любящих родителей

Наверное, самое камерное кино из этого списка. Роман Полански снял безумно забавную черную комедию, получившуюся такой удачной в равной степени и из-за актёрской игры. В квартире встречаются две группы родителей из-за весьма тривиального повода — детская драка, но тем не менее вопрос подлежит немедленному обсуждению. С одной стороны, Кристоф Вальц и Кейт Уинслейт, а с другой — Джоди Фостер и Джон С. Рейли. Они непременно желают прийти к решению, а напряжение в квартире всё растет и растет. И через какое-то время кино становится уже чем-то мизантропическим, а темп фильма безумно головокружительным.