Вверх

Секс, наркотики, справедливость, телефон. «Текст» Клима Шипенко

Что вы знаете об этом фильме?

  1. Главного персонажа зовут Илья Горюнов, и он загремел по сфабрикованному обвинению на 7 лет в тюрьму — почти так же, как в реальной жизни чуть не загремел журналист Иван Голунов.
  2. Фильм «Текст» снимал Клим Шипенко, бывший одноклассник Ивана Голунова.
  3. Фильм снят по одноимённой книге Дмитрия Глуховского, который также написал сценарий к фильму.

Что еще нужно знать об этом фильме?

  1. Книга появилась в 2017 году, и никто тогда даже не думал, как похожи могут стать ситуации Ильи Горюнова и Ивана Голунова. Роман перевели на 20+ языков мира.
  2. События, в центре которых оказался Голунов в мае этого года, стали происходить уже после того, как закончились съемки. Так что ни кино на реальность, ни реальность на кино повлиять в данном случае не могли.
  3. По книге Глуховского ставили спектакль в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой.

А теперь к делу

Клуб, тусовка. Илья заказывает «отвертку», а в этот момент его подругу хотят обшмонать неизвестно откуда взявшиеся сотрудники известных органов. Илья подрывается, лезет на рожон, старается вызволить девушку, и тут же на него обращает пристальное внимание один из людей без формы. Парня отводят в каморку на задворках клуба и просят выложить всё из карманов. Про этот сюжет многие знают не понаслышке. И вот в кармане вперемешку с документами и прочими мелочами оказывается неизвестный чёрный пакетик. Опа! Пульс ускоряется, речь нарушается, Илья начинает заикаться, в ушах стучит, он не понимает, что происходит, ему страшно, и он повышенным голосом пытается сообщить людям в форме и без, что это «не моё». Над парнем посмеялись — и упекли на семь долгих лет. Конец.

Спустя семь лет Илья «откидывается». Он думает о новой жизни, быть может. Он хочет увидеть мать и друзей. Он хочет снова жить.

Но, чего бы парень ни хотел, и что бы он ни планировал, всё пойдет по пизде. С первого шага за порог тюремной камеры. То ли настрой был не тот, то ли так угодно высшим силам, то ли просто не повезло. Илья возвращается в совершенно другой мир, и его прежние желания полностью теряют смысл: той жизни, в которую он хотел вернуться, больше нет. Всё выглядит иначе и ощущается иначе. И как жить дальше, совершенно непонятно.

Когда Илья оказывается на грани отчаяния, первым, что приходит ему в голову, оказывается его враг, растоптавший 7 лет его юности. Представьте: все плохо. И у этой ситуации есть имя. Что вы будете делать, если вам уже на всё насрать? Правильно. Пойдёте искать правды.

Как сообщают описания фильма с многочисленных сайтов, Илья совершает необдуманный поступок — и получает доступ к телефону того самого врага. Что ж, вы стройте догадки, хотя в описании есть явный спойлер. Посыл тут не в том, что необдуманные поступки приводят к неопределенным последствиям. Телефон. Сколько информации может храниться в этом маленьком карманном предмете, обеспечивающем нас связью и развлечениями? Сколько личных фотографий, видео, заметок, отправленных и входящих сообщений? Это тайны, договорённости, секстинг или обнажёнка (а то и хоум-сами-знаете-что), истории о владельце телефона или его семье, бизнес-сделки, воспоминания, факты, грязь… Это может убить или спасти жизнь. Всё — в тексте, который мы ежеминутно набираем на экране смартфона, чтобы договориться о встрече, сообщить родителям, что ты живой, пофлиртовать, слить информацию или просто выяснить правду.

Главный персонаж держит в руках вещицу, которая может изменить его жить. Спасти или загубить чью-то ещё. Илья — парень умный и деятельный, и с момента, когда в его руки попадает телефон, начинается его извилистый и тернистый, полный экшена путь к новой жизни.

Честно говоря, такой динамики я не ожидала от «Текста». Чернухи, может — да. Страданий, хождений по мукам, моральных терзаний. Но два часа сидеть в напряжении я точно не планировала. Во-первых, мата, сигарет и алкоголя на экране было предостаточно (а их порой так не хватает — особенно мата). Остаётся надеяться, что это не запикают во время широкого проката. Во-вторых, каждый новый сюжетный поворот сопровождается каким-то нереальным напряжением, потому что почти все ситуации, в которых оказывается Илья — безвыходные. Сами по себе обстоятельства вполне реальны, сам фильм — слишком реален, слишком реален Илья и его проблемы. Именно поэтому происходящее на экране и вводит в ступор: исход заранее определен и очевиден, однако ситуация за двадцать минут успевает встать с ног на голову и обратно. С одной стороны удивляешься поведению Ильи и его решениям, которые, кстати, оказываются вполне рабочими. А с другой — думаешь, что сам бы делал на его месте. Едва ли в голову приходили столь простые и гениальные мысли, которые могут привести к краху равно как и к спасению.

Итак, у Ильи проблемы и чужой телефон. Что дальше? Оказывается, очень многие вещи происходят фоном, пока парень впутывается и выпутывается из разнообразного пиздеца. Тут вам и история о сложных отношениях в семье, и о влиянии статуса родителей на личную жизнь детей, и о любви, и о прощении, и о предательстве. Месть — не первое и не единственное, что движет Ильёй. А телефон врага в его руках совсем не обязан становиться орудием мести. Хотя, учитывая, что сейчас смартфон отчасти является продолжением личности его владельца, выходит, что Илья получает в руки ничто иное, как частицу другого человека, причём довольно важную. Это отдельная история: главный герой будто проживает не свою жизнь, обзаводится новыми привычками, сам становится другим человеком — с чужим телефоном в руках. Он смотрит на реальность уже через экран этого пресловутого аппарата. Как большинство людей, ежедневно врезающихся друг в друга на ходу, поглощённых происходящим на экране. Это очень наглядно изображено в фильме: мы берём в руки смартфон — и он управляет нашими последующими действиями. Представьте: вы посреди нигде, а ваш телефон в чьих-то руках. Кто-то принимает звонки или отвечает на сообщения вместо вас. Получается, что вы — там, где ваш телефон. А если нет, то существуете ли вы вообще?

Вообще «Текст» поднимает большой комплекс проблем: тут вам и отсидка за наркотики (во многих случаях подсунутая ради статистики сотрудниками известных служб); и необходимость выстраивать с нуля жизнь после тюрьмы, встраиваясь в полностью обновленные и потому незнакомые реалии; и человеческий выбор — от мести к прощению; и место смартфона в жизни современного человека; и даже вопрос отцов и детей (куда же без него). Его точно стоит смотреть: он полон резких поворотов, жести и драмы, он похож на то, что происходит каждый день с кем-то из нас, в нём есть смысловая и развлекательная составляющие — и работают они наравне. Он настолько реальный, что местами стрёмно. Зато правдиво. Даже откровенные сцены не выглядят постановочными. И вновь одним из участников, конечно, является телефон.

На самом деле, вовлекаешься и погружаешься в просмотре так, что даже не понимаешь в итоге, какой исход бы тебя устроил. Справедливый, например вот, да? Справедливость — понятие субъективное. Или хэппи-энд, например? Ну, фильм реалистичный, так давайте тоже будем реалистами. Ну тогда трэш-энд? Это опять вкусовщина. Пожалуй, каждый из героев получает свой собственный «энд» — отчасти справедливый, отчасти трэшовый, а может, даже приемлемый и понятный. Хотя именно справедливости хотелось бы всем.

В кино с 24 октября.

Об авторе /

Шеф-редактор