Вверх

Счастливы вместе. «Маленькие женщины» Греты Гервиг

Экранизация классической литературы — это вызов для любого режиссера. С одной стороны, он должен по мере сил удовлетворить запросы поклонников оригинала, с другой — создать собственное самостоятельное произведение. Ну и, само собой, при этом желательно отразить собственный авторских взгляд и, в конце концов, не скатиться в банальное повторение смыслов первоисточника и не сделать скучное постраничное переложение напечатанных страниц на экран. У Греты Гервиг, одного из флагманов современного арт-мейнстрима, кажется, получилось все из этого.

В своем втором самостоятельном режиссерском проекте Гервиг дала залп из всех орудий. Самостоятельно адаптировав роман Луизы Мей Оскотт и сжав сразу четыре разных истории взросления в относительно компактные 2 с небольшим часа, постановщица не только рассказала уже знакомую историю, но и заставила играть ее свежими красками. Команда, помогавшая Гервиг в созданиях фильма, впечатляет. Живой классик киношной музыки Александр Деспла, оператор Йорик Ле Со, работавший с Ассайясом, Дармушем и Клер Дени, и художник по костюмам Жаклин Дюрран, уже получившая «Оскар» за «Анну Каренину». Отдельного внимания заслуживает бронебойный каст фильма. Помимо привычных Сирши Ронан и Тимоти Шаламе и ожидаемых Эммы Уотсон и Флоренс Пью, картину украсили своей игрой Лора Дерн, Луи Гаррель, Боб Оденкерк и Мэрил Стрип. Как результат — заслуженные овации от критиков, отличные рейтинги и номинации на топовые награды.

Но отличают картину не только люди, работавшие над ней. Грета Гервиг прекрасно понимала, что и как хочет сказать. Именно это понимание и помогло ей (и, впоследствии, зрителю) не запутаться в пестром переплетении временных и сюжетных линий, в которое она превратила строгую хронологию оригинала. Воплощением этого понимания стали четыре главные героини — четыре разных человека, каждый из которых по-своему понимает женское (да и в принципе человеческое) счастье. Но каждый из которых к нему стремится — и в конечном итоге обретает. Джо (Сирша Ронан) публикует роман, причем под своим именем и на своих условиях. Эми (Флоренс Пью), пожив богемной жизнью в Париже, возвращается домой замужем за любовью всей жизни. Мег (Эмма Уотсон) и Бет (Элайза Сканлен) достается участь более скромная — они так и не покидают родного провинциального городка. Но и они находят свое, первая — в тихом замужестве, пусть небогатом, но по любви, вторая — в роскошном пианино и близких людях, остающихся с ней до конца. Каждая из них счастлива по-своему, и все они счастливы вместе. 

На поле общих смыслов фильм вторит роману, но в частностях обретает свой голос. В картине постоянно дают о себе знать личные для Гервиг темы — взросление, творческое признание и примирение с самим собой. Как и в первом фильме режиссера, их главным проводником становится героиня Сирши Ронан. Она так же вспыльчива, эксцентрична и своенравна. И, как и в случае с «Леди Берд», вся эта буффонада лишь скрывает тихого ребенка, пытающегося понять себя и найти свое место в жизни. Помимо того, что это — очень личная работа, это еще и чертовски актуальное кино. Злободневная тема женщины в обществе и искусстве раскрывается во всей полноте, но при этом не тянет одеяло на себя и не закрывает собой основной сюжет (все еще заимствованный из книги 150-летней давности).

Наконец, даже если отбросить все скрытые и не очень смыслы картины, она все еще остается выдающейся работой и прекрасным семейным фильмом, отлично подходящим, чтобы пересмотреть его на будущих рождественских/новогодних праздниках.

В кино с 30 января.