Вверх

Ребятам о зверятах. «Король лев» Джона Фавро

Мы знали, что это произойдет. Конечно, мало кто ожидал, что волна игровых адаптаций классических мультфильмов Диснея настигнет лучший из них так скоро, но рано или поздно это должно было случиться. Проект в равной степени вызывал интерес и опасения. Диснеевские «Дамбо», «Книга джунглей» и «Золушка» — дела уже давно минувших дней, а «Красавица и чудовище» и «Аладдин» все таки не дотягивают до культового статуса «Короля Льва». Фан-база последнего исчисляется десятками, если не сотнями миллионов, а слезами, пролитыми после известной сцены детьми в 1990-е можно было наполнить Тихий океан. Эмоциональное значение оригинала колоссально, и столь же колоссальна ответственность, лежащая на авторах ремейка. Вопрос в том, справились ли они с ней.

«Король вернулся» — с таким слоганом фильм шел в повторный прокат в 2002 году. Тогда он и правда вернулся, ведь на экране был оригинал. Новая версия заимствует этот слоган, вот только ей он не совсем подходит. Король, как известно, может быть лишь один, и фильм Джона Фавро — всего лишь его изображение. Из новшеств — пара свежих шуток, фотореализм и будто ожившие, прекрасно визуально проработанные персонажи плюс отличный новый каст и Чайлдиш Гамбино, исполняющий с Бейонсе песню Элтона Джона (мы этого не услышим). Из старого — вообще все остальное. С одной стороны, это хорошо — не стоит слишком увлекаться переделкой того, что и так идеально. С другой, возникает вопрос: а зачем вообще этим заниматься?

Оставим за скобками очевидные финансовые соображения студии: в этом плане про Disney все понятно и так, а сама мысль сделать из «Короля льва» пустое зрелище вроде «Трансформеров» с единственной целью заработать на прокате почти кощунственна. Первое, что приходит в голову: стремление преподнести оригинальную историю современным детям в удобной и привычной им упаковке. Но эта версия разбирается о те же скалы, что и большинство покадровых ремейков — переснял Гас Ван Сент «Психо» в цвете или нет, смотреть все равно будут оригинал. Иными словами, скопировав «Льва» и изменив лишь картинку, ты с художественной точки зрения ничего нового не сделал, технический прогресс будет идти дальше, уже через двадцать лет над передовыми ныне технологиями будут посмеиваться, а твоя революционная анимация персонажей уже покроется патиной. Да и не столь безнадежно устарела картинка в оригинале — не в 1937 году он вышел, в конце концов.

Версия более любопытная — актуализировать старую историю, по возможности деликатно ее освежить и донести до тех же современных детей ее главный посыл. Тут пазл потихоньку начинает складываться: преимущественно афро-американский каст в главной африканской мульт-истории звучит органичнее и отвечает общественному запросу на инклюзивность, максимально правдоподобные животные, вероятно, сильнее западают в души поколения YouTube, а некоторые линии оригинального фильма раскрыты чуть шире. Если, глядя на нового Пумбу и его отношение к жизни, дети станут меньше комплексовать из-за своего тела или личных приоритетов, то экранизация вполне заслуживает право на жизнь.

Но, если с попаданием в чистые детские души фильм еще справляется, то работу с куда более многочисленной целевой аудиторией, армией поклонников мультфильма, он полностью провалил. Человеку, у которого уже есть оригинал Ван Гога, его точная и реалистичная копия просто не нужна. Ничего принципиально нового фильм в историю не привнес (и слава Богу), сравнения с родными мультяшными героями животные с Animal Planet не выдерживают, а пресловутая реалистичность картинки вкупе со знакомой наизусть историей скорее вызывает ощущение сюра, нежели ностальгию. Некоторые сцены (и даже та самая) выглядят скомкано и безэмоционально. А если добавить к этому озвученные (ну зачем?) песни, то ощущение, что смотришь «Короля льва», пропадает напрочь. Спасает лишь то, что авторы решили оставить без изменений — сама история. Она просто слишком хороша, чтобы ее можно было испортить фотореализмом и невозможностью подпевать.

Фильм Джона Фавро может быть чем угодно — вехой в развитии технологий, уроком зоологии, странным околоностальгическим аттракционом или проводником голливудских трендов. Но он не может быть «Королем львом». Король по-прежнему лишь один, и мы все знаем его имя.

В кино с 18 июля.