Вверх

Приветствуем: кинокамера!

Начинается ли кино со зрителя? Или, вероятно, кино начинается с определенного предмета — как театр с вешалки?

Споры на данную тему мы оставим кому-нибудь другому и просто расскажем немного о предмете, без которого кино в принципе невозможно.

Приветствуем: кинокамера!

С чего же все началось? С фотографии, очевидно. Но так далеко от кино мы не уйдем, а то уже и до живописи рукой подать, и до рефлексий на тему индустриальной революции.

Чуть ближе: хронофотография. Этот тип фото позволяет записать движение некоего объекта при помощи съемки отдельных его фаз с одинаковым перерывом во времени. В итоге получается серия снимков (этой функцией теперь камера каждого телефона наделена), по которой изучают движение или используют для создания подвижного изображения в зоопраксископе (лампа-вертушка такая, в кукольных хоррорах еще часто используется) или праксиноскопе (техника посложнее: оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков).

Итого: хронофотография, по сути, есть переходный этап в изобретении современного кино, позволивший понять базовые принципы фиксации/записи движущегося изображения.

«Запустил» всю эту движуху вокруг фотодвижения (извините)Эдвард Мейбридж, американский фотограф. Ну и Жюль Маре, который в принципе ввел понятие «хронофотография».

Что же было дальше? Фоторужье Маре, собственно, а еще зоопраксископ, и вдогонку хронофотографическая камера, использующая новейшую негативную фотобумагу…

Но был один парень, который сделал нечто большее, хотя, практически, в то же время (в конце XIX века) — Луи Лепренс. «Аналогичное устройство», изобретенное Луи, было использовано для съемки первого в истории фильма «Сцена в саду Раундхэй» в 1888г. Изначально кинопленка могла быть из чего угодно: Луи использовал промасленную бумажную, кожаную ленту и стеклянные фотопластинки, соединенные полотном, но, к счастью для всего человечества, остановил в итоге свой выбор на рулонной фотобумаге Джорджа Истмена шириной 54 мм. Примечание: Луи остался без патента, потому что пропал (инопланетяне? машина времени? — слишком, видимо, был умным), зато перехватил патент у коллеги-конкурента Уильям Фрис-Грин в 1889г., предложив миру камеру похожей конструкции, снимающей до 10 снимков в секунду на новейшую целлулоидную ленту опять же 54 мм.

Но самое важной произошло позже! В 1891г. Уильям Диксон разработал «Кинетограф» в лаборатории Эдисона. Снимал этот аппаратище, конечно, на перфорированную пленку 35мм, ура. Своеобразная была штуковина, с электродвигателем. Но позже главный механик мастерской братьев Люмьер Шарль Муассон сконструировал первый грейферный механизм (патент 1895г.), который был задействован в «Синематографе».Грейферный механизм — не стоит пугаться странных слов,— это всего лишь механизм, который прерывисто перемещает кинопленку на шаг кадра. Правда, у нас есть повод гордиться соотечественником, опередившим французов аж на 2 года: Иосиф Тимчеко изобрел о р и г и н а л ь н ы й скачковый механизм типа «улитка». Однако, в тем времена с заинтересованностью кино и наукой в Империи были проблемы, поэтому собственное производство киноаппаратуры было налажено лишь в 30-х гг. (лучше даже не вдаваться в детали, кем и зачем — ведь тут у нас всплывет исторический вопрос пропаганды, захламления мозгов и т.д.).

Кстати: мы говорим об изображении, ведь в те времена кино было немым, а когда появилось кино звуковое, камера все еще фиксировала лишь изображение, а вот звук записывался другим специальным аппаратом.

Но как та древняя и необъятная штуковина претерпела новаторские изменения и превратилась в чудо техники? На самом деле, все гораздо прозаичнее, и наука недолго шла в направлении кинопроизводства: все одеяло перетянули на себя современные цифровые технологии, которые пока что слабо соединяются с кино.

После «Синематографа» было налажено производство подобной техники по всему миру. Успех «Pathé», который способствовал ее массовому распространению в мировом кино, также породил еще один тип киноаппарата: «Parvo-A» фирмы «Debrie». В целом, последующие несколько десятков лет

киноаппаратура производилась во всем мире если не точно такая же, то аналогичная. Движуха началась после Второй Мировой Войны: повсеместно внедрялся зеркальный обтюратор, магазинная зарядка хроникальных камер и снижение уровня шума для синхронной съемки. В 50-х гг. случился «широкоэкранный бум», запустивший распространение панорамных (изображения, близкие к жизни), а позже анаморфированных (изображения, растянутые в высоту) и широкоформатных (шире 35 мм., с большой площадью кадра, не требующего увеличения, и высоким качеством изображения на больших экранах) систем кинематографа. Впоследствии появились и другие примочки: например, вариообъектив (переменного фокусного состояния), позволивший оператору отказаться от тележки. А когда стало развиваться телевидение, классическая оптическая технология кинопроизводства смешалась с электронным кино. А в 60-х гг. в конструкцию киносъемочного аппарата добавился телевизир (не телевизор!), устройство, позволяющее контролировать качество отснятого материала при помощи видеозаписи.

Ну вот, а дальше, к концу 70-х гг. киносъемочная техника соединила в себе свойства портативной камеры, предполагающие съемку в движении, и бесшумность студийной аппаратуры. Далее эти качества лишь совершщенствовались, приводя кинокамеру к определенному универсализированному виду.

По сути, теперь специальной киносъемочной техникой пользуются только непосредственно при производстве кино, весь остальной мир пользуется цифровыми технологиями.

Кстати, памятник кинокамере можно обнаружить в Москве — в небольшом парке с названием «Аллея звезд» по адресу: ул. Мосфильмовская, 8.

Об авторе /

Шеф-редактор