Вверх

Поверил ли бы ты словам этой девушки? Сериал «Unbelievable» на Netflix

Невозможно поверить, как хладнокровие и непонимание одних может разрушить жизнь человека в считанные дни. Невозможно поверить, насколько чувство долга и справедливости может спасти и защитить других. А насколько сложно поверить словам девушки, если у нее за плечами сложное детство, а в глазах не видно паники?

На платформе Netflix вышел сериал под названием «Невероятное» [перевод автора] про расследование волны изнасилований, прокатившейся по Америке. Важно отметить, что эта история основана на реальных событиях. В период с 2008 по 2011 год в США орудовал серийный насильник, которого полиции оказалось сложно поймать. Эту историю рассказали в 2015 году Т. Кристиан Миллер и Кен Армстронг в интернет издании ProPublica. Текст вызвал большой резонанс в обществе и получил Пулитцеровскую премию в том же году. Оригинальный текст статьи «An Unbelievable Story of Rape»/«Невероятная история изнасилования» [перевод автора] можно прочитать по ссылке (текст на английском языке).

Сериал начинается с рассказа главной героини — 18-ти летней Мари Адлер — сотрудникам полиции об инциденте, произошедшем этой ночью. Мари изнасиловали. Мы видим совсем молодую девушку сразу после преступления. Она напугана, сбита с толку, и в ее глазах читается безнадежность. Девушку опрашивает офицер мужчина и просит рассказать в деталях, что произошло. Мари переживает ужасные воспоминания снова, но к ней подходит детектив и просит рассказать все повторно. К сожалению, на этом вопросы не заканчиваются. Еще несколько раз Мари вынуждена рассказать про преступление, а в конце записать в бланк показаний те же слова, что повторяла и раньше. В конце концов, измученная девушка отправляется домой.

Проверяя показания Мари, исследуя место преступления, и общаясь с людьми, которых Мари упоминала в своем рассказе, детектив находит небольшие несоответствия в показаниях. Не обнаружив в квартире девушки достаточно улик либо подтверждений совершенного преступления, детектив начинает подозревать, что Мари лжет. Он вызывает ее повторно, заставляет вновь и вновь проговаривать ночь изнасилования, так что девушка чувствует давление и единственным ее желанием становится — поскорее все закончить и уйти. Детективы постепенно подводят Мари к тому, что она отказывается от показаний и говорит, что выдумала все события, а изнасилования не было.

Мари не верят.

Мари Адлер в исполнении Кейтлин Девер (в центре)

 

Действие, в центре которого находится Мари Адлер, происходит в 2008 году в Линнвуде, штат Вашингтон. Во второй серии открывается второй таймлайн сериала: В 2011 году на вызов по изнасилованию в Голден, штат Колорадо откликается детектив Карен Дювол. Женщина-детектив, понимая, насколько для жертвы может быть болезненно рассказывать и переживать вновь события преступления, проводит опрос с пониманием, стараясь охватить все детали за один разговор. Позже Дювол узнает, что похожее преступление расследует еще один детектив — детектив Грейс Расмуссен. Понимая, что орудует серийный насильник, женщины открывают общее расследование и начинают поиски.

Карен Дювол в исполнении Мерритт Уивер (слева) и Грейс Расмуссен в исполнении Тони Коллетт (справа)

 

При просмотре первых серий сразу бросается в глаза разница в подходе к жертве в 2008 и 2011 году. Тут играет роль не только пол детектива, который ведет допрос, но и разница в годах. В тексте ProPublica авторы обращают внимание на то, что ранее офицеры и детективы относились к подобным заявлениям с большей пренебрежительностью. Со временем, а также после резонансного дела, одной из жертв которого стала Мари Адлер, подход к опросу жертв изнасилований и подобных травматических происшествий изменился. Сейчас все больше внимания обращается на то, что жертва в первый период может находиться в состоянии стресса, паники или ступора, и это может существенно повлиять на дачу показаний.

Отличительной чертой сериала является субъективно снятые сцены изнасилований. Мы видим все именно глазами пострадавших девушек, что не может оставить равнодушным. Мы чувствуем их страх, панику и боль. Этот прием достаточно редко используется в современном кинематографе. Зритель привык видеть подобные события, показанные от лица мужчины — субъекта действия. В сериале «Невероятное» же события показаны глазами пострадавших девушек — объектов. Такой прием позволяет глубже погрузиться в эмоциональное состояние жертвы, чего и хочет добиться автор.

Даниэль МакДональд в роли Эмбер (слева) и Карен Дювол в исполнении Мерритт Уивер (справа)

 

Режиссер Сюзанна Грант, снявшая в 2000-ом году оскароносный фильм «Эрин Брокович», в этом сериале в первую очередь берет во внимание именно эмоциональный аспект девушки-жертвы. Мы сопровождаем Мари через все следующие после изнасилования события: все допросы, разговоры с родными, друзьями, обстановка на работе и жизнь после дня изнасилования. Мы видим боль, страх и попытку начать сначала. Мы видим, что жертвы могут реагировать по-разному: кто-то не сможет сказать и слова, а кто-то расскажет события в деталях, кто-то постарается убрать все вещи, напоминающие о той ночи, а кто-то будет искать точно такое же постельное белье, кто-то впадет в ступор, а кто-то сделает все, чтобы спастись. Все люди разные, и реакции могут быть разными. И если жертва не реагирует на события «по канонам», принятым в обществе для жертвы, он/она не должны сразу же считаться лжецом.

Создатели сериала показывают, насколько искажены представления общества не только на тему преступлений сексуального характера, но и касательно жертв, а также об их переживаниях сексуального насилия. Страшно становится тогда, когда наблюдаешь, как близкие Мари люди начинают от нее отворачиваться и отказываться. Даже те люди, которые казались самыми дорогими, не хотят верить словам девушки. Тому чувству одиночества и несправедливости, которое обволакивает Мари, кажется, не будет конца. В отчаянии девушка понимает, что надеяться и получить поддержку ей не от кого. Помимо ужасных событий, пережитых в момент преступления, жертва еще и сталкивается с осуждением и неприятием общества.

Сама Сюзанна Грант сняла два эпизода сериала. Режиссерами остальных эпизодов выступили Лиза Холоденко и Майкл Диннер. Главные роли в сериале исполнили: великолепная Тони Коллетт («Реинкарнация», 2018), Мерритт Уивер («Сестра Джеки», 2009) и Кейтлин Девер («Менталист», 2011). Мы видим сильную команду создателей и такой же сильный актерский состав. Продуманный и логичный сценарий, а также отличная актерская игра не дают зрителю расслабиться. Серии динамичны, и 8 часов просмотра пролетают за считанные мгновения, оставляя за собой приятное чувство надежды на справедливость.

(слева направо) Карен Дювол в исполнении Мерритт Уивер, Грейс Расмуссен в исполнении Тони Коллетт, Эдна Хендершот (настоящее имя персонажа Грейс Расмуссен) и Стейси Голбрайт (настоящее имя персонажа Карен Дювол)

 

Сериал «Невероятное» — образец хорошего детективного сериала. За на первый взгляд стандартным процедуралом скрывается драма обстоятельств и человеческой жизни. Очень приятно видеть, что личности жертвы и ее переживаниям уделяется не меньше времени, чем детективам и их расследованию. Когда вспоминаешь, что все это происходило в реальной жизни, мурашки бегут по коже. Порой не хочется верить, что подобное зло существует. Но важно верить, что так же всегда есть добро и люди, которые сделают все, что могут и не могут, чтоб мир стал чуточку лучше и безопасней.

Закончить хотелось бы цитатой из текста «Невероятная история изнасилования»:

«Детективы — говорилось в одном руководстве, — не должны предполагать, что настоящая жертва будет скорее в состоянии истерики, чем спокойна, сможет предоставить явные признаки физического насилия и предоставить четкие детали происшествия. Некоторые жертвы могут путаться или даже отказываться от показаний. Более того, детектив не должен поддаваться стереотипам — например, веря в то, что жертва старшего возраста заслуживает большего доверия, чем подросток».