Вверх

Последний вздох перед концом. «Люди Икс: Апокалипсис»

В связи с выходом «Тёмного Феникса» вспоминаем предыдущую часть франшизы про людей Икс.

Сколько апокалипсисов мы уже видели в кино ― не сосчитать. Приходили инопланетяне, происходили потопы, цунами, с неба летели огненные шары, живописно круша все на своем пути, ― да каких только ужасов зритель не насмотрелся за последние десять лет. А тема продолжает работать уверенно и четко. Всем интересно узнать, как спасут бренную Землю в этот раз, и спасут ли вообще. Вот и предпоследняя серия франшизы «Люди Икс» в своё время вышла под кратким и  пафосным названием «Апокалипсис», предлагая на роль очередных защитников планеты уже известную команду марвеловских мутантов. Однако спасти человечество для них оказалось намного проще, чем свою собственную киновселенную.

Брайан Сингер, снявший «Апокалипсис», на людях Икс собаку съел: именно он выступал режиссером первых двух экранизаций комикса в 2000 и 2003 годах, он же пару лет назад представил миру «Дни минувшего будущего» ― успешный сплав своей старой серии с молодым составом героев, презентованных Мэттью Воном в, пожалуй, лучшей картине всей франшизы «Люди Икс: Первый класс». Упрекнуть постановщика за все эти годы, по большей части, было не в чем: коммерческий успех каждый раз шел к нему в объятия рука об руку со зрительской любовью. Что произошло с режиссером на стадии создания «Апокалипсиса», кажется не такой уж загадкой: если долго смотреть на любой предмет с одной стороны, глаз замыливается. А Брайан Сингер, как оказалось, ракурс наблюдения за своими подопечными мутантами с предыдущего фильма менять не стал.

На выходе кино получилось ужасающе громоздким и неповоротливым («Дни минувшего будущего» страдало тем же, но искупало все отменным сюжетом и динамикой), как огромный дизельный двигатель, который на протяжении фильма безуспешно пытаются завести. Это удастся ближе к самому концу картины, но общее положение дел финал уже не спасет: битва Сингером будет проиграна. Немаловажную роль в этом сыграет сценарий, слишком комиксовый, простите за каламбур, для «Людей Икс», стремившихся в последнее время к реализму, и слишком банальный для любого подобного рода фильма.

Сюжет действительно получился прямолинейным, если не сказать скучным: в нем создатели ушли от мимикрии под мировую историю, которая привносила определенную долю оригинальности в серию, к классике, но в данном случае это смотрится как смокинг на пляжной вечеринке. При этом кино страдает какими-то совсем уж детскими повторами: нам опять покажут фееричный клип про Ртуть, Магнето в очередной раз зависнет над землей, поднимая в воздух целые здания, а последнее слово снова останется за Джин Грей, пусть на этот раз и в исполнении юной Софи Тёрнер. И все бы ничего, но мы это уже видели в тех же ракурсах и при схожих обстоятельствах.

Очевидно, команда Сингера делала ставку на обновление актерского состава, надеясь в дальнейшем переложить бремя людей Икс на их плечи. На экране появятся юные Циклоп, Ночной змей, Шторм и несколько других известных мутантов, роли которых исполнили молодые актеры, однако переманить внимание зрителя, прикованного к блестящему актерскому составу предыдущего созыва, у них не получается. Ребята в своих черных стильных костюмах абсолютно лишены молодого задора и драйва, который, присутствовал в членах почти такой же команды мутантов в «Первом классе», в них нет обаяния и той энергии юности, которая должна была по идее вытеснить поднадоевшие выяснения отношений между героями МакЭвоя и Фассбендера. Впечатления не производит и группа относительно новых злодеев: от них отдает картоном и пластиком, как от дешевых китайских игрушек, способных произносить только одну фразу до тех пор, пока не сядет батарейка.

Состав старичков, в свою очередь, страдает уже ощутимой усталостью от своих персонажей и заезженностью одних и тех же мотивов их поступков. Резко остановившиеся в развитии, герои смотрятся растерянными и подавленными, искусственная трагедия, которая разрастается вокруг них, не дает им иного пути, кроме движения по кругу, по своим собственным следам. Их человеческие портреты, которые складывались из россыпи характеров, желаний, соблазнов, отчаянных решений и ошибок, затуманились и поблекли. Наблюдать такое по-настоящему грустно: блестящую группу актеров, еще вполне способную на дальнейшие свершения в своих образах, загнали в тупик и морально уничтожили.

«Апокалипсис» является ярким примером того, что нельзя резко останавливаться на бегу. Набранная скорость, несомненно, сможет придать падению фееричную зрелищность, а наблюдающие, вероятно, испытают предательское чувство человеческой кровожадности, наблюдая за ним, однако финал, как ни крути, окажется плачевным.