Back

Полномасштабный разбор фильма «Мстители: Война бесконечности»

Ну вот мы и добрались досюда! Это был длинный путь. Мы успели поговорить о задротах тогда и теперь. Мы разобрали вселенную МАРВЕЛ и все киновселенные, что шли за нею вслед. Этой подводки из четырёх частей вполне достаточно, чтоб мы имели право говорить о Мстителях нумеро трес.

Этот фильм является модным таким трейлером всех предшествующих 18ти, ведь после него хочется узнать, кто все эти чуваки и как они тут оказались. Под весом такого количества персонажей предположительно должен был загнуться не только переполненный лицами постер, но и сам фильм. Волей провидения и Микки Мауса создателям удалось выполнить какую-то невероятную задачу. Вся эта тусовка действительно есть в кино и при этом оно не выглядит скомканной кашей. При том, что все эти чуваки пришли не просто из разных фильмов. Они прибыли из разных жанров и это чувствуется. Тональная синусоида скачет как бешеная и не дает расслабиться.
Разные сценаристы писали своим персонажам диалоги, чтоб те, попав в «чужой» фильм, всё ещё оставались собой.

Но даже с гениальным сценаристом история о пятнадцати тоннах сверхлюдей, запертых в одной комнате, может превратится в Хэллоуинскую вечеринку. Поэтому наших героев разъединяют на подгруппы, и они все движутся своими параллельными сюжетными ветками, чтоб вливаться в истории друг друга. И все эти истории держит на себе один титан – Танос, который и является на деле главным героем фильма. Именно его историю мы смотрим, а всех остальных мы уже насмотрелись в других фильмах.

 

Прокачанная сиреневая версия Брюса Уиллиса, который был представлен грёбанных 6 лет назад, теперь не просто скучно и пафосно сидит у себя в кресле. Теперь он – полноценный злодей со своей мотивацией, туговатым планом и личной драмой. Он, ВНЕЗАПНО, интересный. Нас столько времени готовили к приходу Таноса и ничего про него не говорили. Это был просто Убер Злодей, который пересмотрел «Икону Стиля» и хочет себе трендовую перчатку с брюликами. У фиолетового Зефирного Человечка есть чёткая цель – убить половину населения вселенной, чтоб сохранить ресурсы и жизнь остальным. Причём убивать не насильно, а рандомно и мгновенно уничтожить ровно половину. План нехилый и хоть попахивает недоевгеникой и недочётами – он в него верит. Ну и мы верим, чё уж тут. Танос себя считает милосердным, и с его точки зрения таковым и является. Он не убивает наших героев именно по этой причине – он выше этого. Ему незачем убивать существ из-за какой-то там мести или злости. Он – милостив.

Татьяносу самому приходится жертвовать всем ради своей цели.
В нём чувствуется грусть и умудрённость, но не показательная, как в других МЕГАзлодеях, вроде того же Апокалипсиса из «Людей Х: Апокалипсис». Тут она подтверждается сюжетом и поведением антигероя.
Его суперсила также ощущается. Когда он присутствует в сцене – она (сцена) ему принадлежит. Он выше, больше и сильнее других героев, и это чувствуется в том, как спокойно он их разносит. Пафос и сила в каждом шаге.
И печальный взгляд, в котором сквозит желание сидеть себе в своей ферме посреди полуопустошенной вселенной и выращивать картошечку в лучах заката.
Романтика и действительно интересный герой.

Конечно, таким образом нашим супергерояшкам не пришлось драться за главенствующую позицию в повествовании. Но это не значит, что у них не было своих проблем.Героев разделили по группам довольно грамотно. Тор, который в «Торе: Рагнарёк» приблизился к весёлому космическому миру Стражей, к ним же и присоединился (довольно рандомно, ну ладно).
Старк и Стрендж – герои с похожими историями заносчивых самовлюблённых гениев тоже объединяются, чтоб язвить побольше. И ни одной шутки про то, что это два Шерлока встретились. Ну и Кэп с его скучными приспешниками.

Многих героев вводили в сюжет явно для того, чтоб просто показать, что они тоже есть.

И главная проблема тут – то, что все эти разношёрстные герои дерутся с одними и теми же противниками. Некоторые герои (Тор, Алая Ведьма, Вижн, Халк, Стрендж) очевидно во много раз превосходят других героев (Чёрная вдова, Воитель, Сокол, Хоукай). А дерутся бок о бок против одних и тех же врагов. Хотя по идее должны выполнять разные задачи.
Так мы попадаем в одну из главных проблем фильма «Отряд Самоубийц», где баба с битой и чувак с бумерангами противостояли древнему божеству. А именно — неравенство сил наших героев.

Для решения этой проблемы было принято несколько решений.

1. В фильме герои много и бесполезно мутузятся с серыми и безликими корешами Котаноса (прикольный из них был телепат, напоминающий мне уменьшенного Вогана из «Автостопом по галактике»). Но таким образом им есть чем занятся и каждому есть момент засиять.

2. Постоянные нёрфы и баффы героев. То они толпой не могут противостоять Прокаченному Лунтику, то Доктор с всего одним камешком какое-то время мутузится с Титаносом, у которого их жменька. А слишком сильных героев выводят из строя. Вижна сразу протыкают, и он типа не при делах. Тор весь фильм занят своим сайд-квестом и тусуется с Тирионом, который кует Штормбрейкер. Алая ведьма во время главной битвы сидит рядом с Вижном. Потом какое-то время спустя врывается в бой, разбрасывая Кибербульдозеры. Генеральша Ваканды тогда резонно задает вопрос – «И она пришла только сейчас?».

Всё это последствия слияния слишком большого количества убер-богов и отсутствия чёткой системы распределения их сил. Что конкретно может Алая Ведьма? Она управляет реальностью. И это может значить в любой момент то, что захотят сценаристы.

НАЧАЛО СПОЙЛЕРОВ

Во время фильма мы видим первые встречи наших героев. Это очень важные для зрителя моменты, когда герои совершенно разных картин встречаются. А фильм их, в основном, просто скипает. Да, встрече Тора и Стражей посвящают целую минуту шуток, но это практически всё. Надо спешить, у нас проблемы, побежали. Все герои в спешке и, как всегда, Марвел не может позволить себе нормальную драму (хотя в этом фильме она даже есть). Особенно грустно за встречу Чёрной Вдовы и Халка.
Битва в Ваканде довольно бессмысленная и слабоватая по структуре. Но вот Брюс Баннер, сидящий в Халкбластере – самое крутое задротское счастье в фильме для меня. Опять тонны серых клонированных компьютерных фигурок, чтоб героям было чем заняться. Но в бою не чувствуется ни опасности, ни высоты ставок (смерть половины вселенной, камон, можно же хоть как-то обыграть напряжение).

«Мстители: Война Бесонечности» сделали с «Тор: Рагнарёк» то же, что «Чужой 3» сделал с «Чужими». Полностью обнулили основные события. Тор постригся, потерял глаз, потерял Мьёльнир, его это закалило, и он наконец принял на себя ответственность и готов был править Асгардом. Локи наконец понял, что не стоит соперничать с братом и можно просто быть хорошим парнем.

Мстители же начинаются in medias res. Асгардцы уже мертвы, Локи быстро выводят из повествования. А потом Тору возвращают его глаз. И он очень долго и усердно тусуется в своей сюжетной арке (которая так же отделена от остальных, как его личное путешествие в «Мстителях: Эра Альтрона»), пока не добывает себе новый убер молоток.

Конец фильма меня порадовал. После того как Любитель Камней щёлкнул пальцами, настает очень сильный момент. Капитан Америка осматривается, и мы чувствуем – Что-то произошло. Что-то важное. И всю сцену гибели толпы родных героев, и Грута, который в последний момент говорит «Отец» (инфа из твиттера режиссёра Джеймса Ганна) снимали абсолютно без музыки. Это очень сильно воздействует после двухчасовой какофонии блокбастерного саундтрека.

Вся сцена, общий план разбитых героев. И довольный и победивший злодей. Грусть и успех!
Да и титры сразу после этого не обычные марвеловские с красивой весёлой графикой, а просто буквы на чёрном фоне. Это добавляет ощущения разбитости.
Все. И студия, и зрители, все знают, что те, кто был развеян по ветру, словно ответ на вопрос Боба Дилана, вернутся. Прям в тот момент, когда они гибнут, ты уже знаешь, что они вернутся. Но на эмоциональном уровне это всё равно работает, потому что уж очень качественно сделано.

«Sir, I don’t feel so good…»

Погнали к разбору того, что кроется под этой странной историей про нанотехнологии, говорящие деревья, скандинавских богов, африканские племена с супер-технологиями, волшебников и летающего разноцветного романтичного робота с жёлтым прыщом на лбу.

Внутренности этой истории пропитаны тремя вплетёнными друг в друга темами:

1. Битва идеологий. Философии наших главных героев очень разнообразны и противоречивы. Потому и выходило, что последний раз, когда они собирались потусить все вместе — у них вышла вечеринка, которую окрестили «Гражданская война».
В это же фильме мы видим, что Капитан не готов жертвовать даже одной жизнью ради всеобщего блага. В то время как Космический Портос жертвует самым любимым человеком, а потом и половиной галактики ради того, чтоб всем было хорошо (какой же-таки сомнительный у него план). Выходит, что у нас не просто битва добра против зла, а битва противоположных идеологических систем (подсказка – сейчас фашизм не в моде).

2. Самопожертвование. Весь фильм герои чё-то там да чем-то жертвуют. Гамора просит Старлорда убить ее, если что-то пойдет не так. А что-то идет не так, и он переступает через себя, чтоб в итоге пострелять в нее бульками. Кембербетч говорит Дауни младшему, что, если нужно будет спасти криптонит, то он пожертвует и Пауком и Железякой. Но в итоге, чтоб спасти Тони, он отдает камень и жертвует собой. Вижну приходится жертвовать своей жизнью ради всеобщего спасения.
Ну и наш сиреневый великан убивает свою любимую зелёную дочурку, чтоб добыть камушек у местного дементора (внезапно затесавшийся в его роли Красный Череп).
Всё это велось к тому, что я думал, что Тони Старк пожертвует собой. Почему я думаю, что он сделает это в следующем фильме — читайте дальше.

3. Взросление. Если вообще взять и проанализировать все предыдущие 18 фильмов, то их основной идеей выступает взросление, отказ от инфантильного эгоизма и принятие ответственности. Отношения отца и сына, где сын, приняв на себя ответственность, поднимается на уровень отца. Или превосходит его. А отец часто является и божественной (масштабной, более сильной) фигурой.

Погнали по примерам.

Доктор Стрейндж был самодовольным придурком вначале, а вместе с событиями фильма изменился и стал пафосным Хранителем философского камня.
Тор целых три фильма учится быть крутым. Сначала батя его выгоняет, чтоб он научился быть нормальным. Потом Тор уже сам в себе находит силы, узнает, что его отец не идеальный, понимает, что сила внутри, а не в этом долоте, и берёт на себя ответственность за народ.

У Пантеры так же, только гораздо скучней – он узнает, что батя был неидеальным правителем и решает изменить политику Ваканды.
Стражи Галактики — это ж вообще целиком о взрослении. В первом фильме они учаться работать в команде, при этом будучи толпой эгоистов. Потом Куиллу приходится столкнуться со своим эго буквально в фигуре всемогущего отца. И победить его. По пути приобретя синего «истинного» папочку. Енот был мудаком, потому что нормального отца у него не было, но, приобретя близких, понял, что его могут тут принять. Гамора и Небула ненавидят своего отца Таноса за то, что он мучал их. Это и сближает двух сестёр. И в итоге все стражи вместе становятся Груту одной большой семьёй. Муравей учится быть ответственным и хорошим отцом.

С Капитаном сложней, но он в первом фильме живёт в чёрно-белом мире, где добро и зло разделены и всё понятно. А потом, когда он уже в нашем времени узнает про деятельность Щита – посылает всех в жопу и шпионски воюет с ними, меняя свое восприятие и отвергая фигуру Щита (которая его воскресила к жизни), так же как Питер Куилл отвергает своего отца.

Паук просто весь фильм справляется с подростковыми проблемами, а Тони становится для него отцовской фигурой и наставником.
Тони – центровая фигура всей Вселенной – изначально пафосный мудила, создающий оружие ради денег. Но потом он учится, грустит и меняется, доходя до того, что в Гражданской войне он становится чуть ли не главным злодеем. Его рост в «Войне бесконечности» демонстрируется через разговор с Пеппер Потс, когда он соглашается быть отцом. То есть он уже столь сознательный и взрослый персонаж, что сам становится подобной фигурой.

Все эти персонажи росли и развивались. А тут приходит какой-то самый уверенный чувак и говорит им что делать. Танос самовольно берёт на себя эту роль отца для всех героев, решая их судьбу за них. А они столько времени учились быть самостоятельными, что против этого. Именно поэтому Злобный Сиреныш так уверен в себе и выглядит столь внушительно. Он хочет быть для них не просто отцом — он хочет быть Богом. Локи в начале говорит о том, что Танос Богом не станет. Но судя по тому, чем закончил Локи, а чем Фиолетовый Мишка – где-то Бог Лжи ошибся.
Об этой позиции Таноса говорит его обращение к своим приспешникам. Они называют себя «Дети Таноса».

И по всем этим причинам я считал, что главная отцовская фигура добра (Железный Человек) должна пожертвовать собой, чтоб победить главную отцовскую фигуру зла. Да посмотрите на постер. Тони Старк там Иисус и возвышается над всеми. Судя по всему, эта Великая Жертва произойдет уже во второй части «Войны Бесконечности».
Таким образом эта кашица из бластеров и разноцветных персонажей ещё и обладает интересными идеологическими посылами, которые продолжают темы, поднятые в предыдущих фильмах. А это очень круто на самом деле!

При том, что темы гораздо масштабней и интересней, чем предыдущие супергеройские «надо работать в команде».

КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ

Несмотря на некоторые оплошности, это лучшее, на что способны современные блокбастеры. То, насколько качественное, весёлое и многогранное произведение в итоге получилось, возвращает мне веру в человечество.
Но планка теперь так высоко, а загадок так много, что страшно за вторую часть.
Надо же быть каким-то волшебником, чтоб и там всё вышло так же достойно. Спасибо за то что, дочитали аж досюда. Медальку задрота вам!

About the Author /

Пишу о кино и не только Больше по ссылкам: https://vk.com/notlesbyblog https://www.facebook.com/jaroslaw.bondarenko https://t.me/mynotlesbyblog

Post a Comment