Вверх

Пока не сыграл в ящик. «Короли интриги» Хуана Хосе Кампанеллы

В мире кино часто бывает, что какая-то определенная тема заботит несколько авторов одновременно. Похоже, что для Аргентины 2019 года эта тема — престарелые деятели культуры, пускающиеся во все тяжкие. На этот раз к Гастону Дюпра и его «Шедевру» присоединился оскароносный постановщик «Тайны в его глазах».

Супружеская пара актеров спокойно проживает свою пенсию в уединенном особняке в компании двух старых (во всех смыслах) друзей — режиссера и сценариста. Размеренное существование бывших звезд экрана прерывает молодой и энергичный агент по недвижимости, в один прекрасный день в компании обворожительной ассистентки появляющийся на их пороге. У молодого человека, кажется, хороший вкус (он — преданный поклонник творчества четверки), изысканные манеры и выгодное предложение, касающееся их дома. Вот только намерения у него не слишком чисты.

Вышедшие в тираж служители муз — классический образ, разошедшийся по десяткам фильмов всех стран и поколений. Чаще всего это тяжеловесная драма, наполненная сладкими воспоминаниями о прошлом и горькими сожалениями об утраченной популярности. Почти всегда — с проблеском надежды на возвращение к жизни и громкие прощальные гастроли. «Нежное милосердие» и «Сумасшедшее сердце», «Артист» и «Бердмен», «Любовь» Ханеке и «Зильс-Мария» Ассайаса. Состарившиеся и потускневшие звезды — это всегда грустно, старики в жизнеутверждающих комедиях — чаще всего простые смертные. В этом смысле картина Кампанеллы — явление редкое и примечательное.

Конечно, но обошлось без традиционных элементов поджанра. Будет и тоска по былому, и тайны из прошлого, и ревность к цветущей молодости, и разумеется, надежда на возрождение карьеры. Но все это строго дозировано и играет для повествования лишь вспомогательную роль, а троп с возвращением на экран к тому же подан с неожиданной стороны и в известной степени иронично. То, на чем в большинстве подобных историй построен весь сюжет — пресловутый второй шанс для престарелой героини, — здесь служит лишь инструментом в руках афериста, пытающегося за бесценок выкупить ее роскошный особняк.

В остальном же картина выглядит как смешение язвительной комедии и триллера об убийстве. Сочетание и само по себе необычное, а в контексте тематики фильма и вовсе беспрецедентное. В меру циничные и без меры саркастичные герои покоряют обаянием неунывающей старости, сопереживать им начинаешь уже с первого появления, и по ходу развития сюжета лишь проникаешься сильнее.

Оригинальное раскрытие знакомой темы и харизматичные герои второй «Оскар» режиссеру может и не принесут, но ощущения от просмотра оставляют исключительно положительные.

В кино с 10 октября.