Back

Подавление и любовь

«Тельма» — своеобразный триллер датчанина Йокима Триера, который у нас в стране известен по ленте «Громче, чем бомбы». Однако фильмы так сильно отличаются, что я едва ли поняла бы, что их снимал один режиссер. Но если к драме с Изабель Юппер у меня не было вопросов, то в случае с «Тельмой» простор для рассуждений довольно велик.

Итак. Слабо населенная северная страна, где господствует вера в бога и семейные ценности. Одинокая девочка вдалеке от семьи учится налаживать контакт со сверстниками. Классическая история о закрытом подростке и патриархальных родителях, которые звонят каждый вечер в одно и то же время — проверить, что же девочка ела и ела ли вообще.

Такие истории сплошь и рядом — особенно если действие происходит в отдаленной уединенной стране на берегу моря, а то и вовсе на острове. Мир воспринимается иначе, детей от него будто прячут, опекая до самой старости. А чтобы объяснить этот мир, используют библию. И когда подросток вдруг пытается выбраться из-под крыла родителей, он встречает агрессивное недовольство, за которым следует еще большее закрепощение.

Тельма учится в городе, вдали от родительского дома. И чтобы все было под контролем, каждый вечер она отвечает на одни и те же вопросы усталой от беспокойства мамы. Порой ей приходится разрываться между необходимостью ответить на звонок и пойти в бар с однокурсниками. В паузах между мамиными вопросами проскальзывает что-то от папы про церковь и бога. Тельма старается держаться подальше от тусовок, не выпивать, быть хорошей дочкой. Но по эту сторону экрана ощущается сильное родительское давление и внутреннее сопротивление девочки. Особенно когда у нее завязывается дружба с красивой девушкой из университета.

Но проблема лежит гораздо глубже, и объяснить ее северным менталитетом не получается. Тельма — девочка особенная, ее с детства окружали странные происшествия. И религиозность отца стала решением для сложившейся ситуации. Родительский контроль работал до поры до времени — пока девушка не осознала, что хочет жить полноценно, без постоянных ограничений, без оглядки на библейские заветы.

Она отчаянно хочет быть такой, как сверстники, быть среди них, развлекаться, выпивать и общаться. И когда излишняя опека со стороны семьи становится помехой, она отдаляется и закрывается еще больше. Но при этом — со страхом и любопытством, несколько сопротивляясь им, идет навстречу новым ощущениям, своим собственным способом познавая окружающий мир.
С Тельмой снова происходят странные вещи, но теперь она их принимает, делая шаг за шагом все дальше от родительского дома.

И когда мы, наконец, узнаем, с чего начиналось закрепощение особенной девочки, обвинить родителей в ее закомплексованности уже не выходит. И классическая история о набожных фанатиках и пострадавшем от этого ребенке оказывается вывернутой наизнанку. Причины и следствия меняются местами, и становится понятно, почему Тельма теперь так отделяется от семьи.

Правда, одна фундаментальная вещь остается на месте: непонятый ребенок всегда несчастен и мечется. А если родители совершили ошибку, выбрав неподходящий вариант поведения, ребенок может вырасти травмированным. И это чревато непредсказуемыми последствиями.

Другой вопрос — решение родителей воспитывать ребенка вместо того, чтобы отказаться от него. Разные родители бывают, и кому-то проще сдать ребенка в нужное учреждение: избавиться от проблемы и забыть о ней. Родители Тельмы так не поступили, и вот тут уже ответственность за выбор формата воспитания лежит на них. Но они не отказались от девочки и не вымещали на ней свой страх и злость. То есть, вроде не все так плохо, но все равно что-то пошло не так.

Тельма выросла и приняла себя — в отличие от родителей, которые все еще пытаются использовать ошибочный метод воспитания. А посему девушке приходится самой принять решение, как поступать со своей жизнью и как взаимодействовать с семьей. В конечном итоге, ее зрелость берет начало там, где утрачивается контроль.

И ни отец, ни мать не могут более повлиять на ее мировоззрение, поступки, выбор.

Эта лента — тягучая, холодная и красивая драма с элементами триллера. Она не шокирует, но оставляет в напряжении — и с множеством вопросов. Скандинавский минимализм совмещается с атмосферным пейзажем, а малое количество диалогов компенсируется прекрасными визуальными включениями — воспоминаний, снов, фантазий; и все это вместе собирается в историю взросления с мистическим базисом.
Пожалуй, кому-то «Тельма» покажется нудной историей, так как жанр довольно специфичный. Но вся прелесть как раз в том, что действие происходит не активно вовне, а плавно внутри. Внутри главной героини, в первую очередь.

Я такие истории люблю за смесь драмы и мистики, где центральный персонаж явно отличается от окружающих. И где красивая девушка отчаянно ищет себя в процессе взросления, натыкаясь на самые различные барьеры. Приятно, что такой период в жизни любого подростка — временный, но зато как легко надломить еще не сформировавшегося человека, породив жертву или монстра. Именно эта тонкая грань, которая здесь отражена через взаимодействие религиозности и необъяснимых событий, меня интересует более прочего.
About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment