Вверх

Почему все любят «Хорошего мальчика» Оксаны Карас

Год кино в России не был таким уж плохим, каким его любят преподносить сейчас. Например, именно тогда на экраны вышел фильм «Хороший мальчик» Оксаны Карас, который никогда не был шедевром, зато прочно укрепился в статусе зрительского, светлого и почти вечного кино, которое не стыдно пересмотреть. В связи с выходом на экраны новой картины талантливой постановщицы — «Выше неба» — вспоминаем, за что мы так полюбили её юморное драмеди с талантливым Семёном Трескуновым в главной роли.

В самом начале под подростковое обаяние «Хорошего мальчика» попали члены жюри фестивалей «Кинотавр» и «Окно в Европу», а потом и рядовой зритель. Да и в самом деле, не испытать симпатии к этому странному, трепещущему, как голубь в руках, кино, – настоящее испытание, которое вы, скорее всего, не пройдёте. Чем-то оно заденет каждого, но при этом останется абсолютно абстрактной человеческой историей на грани фантастики.

Эта картина обрушивается на неподготовленную голову зрителя, как мощный поток жизненной какофонии из звука, света и всеобщей суеты. По большей части «Хороший мальчик» – это гимн несуразности нашей жизни, одна из немногих картин, взявшая на себя смелость сказать, что в этом мире никто ни в чём не уверен, никто ничего не понимает, и никто, в сущности, не вырос. Поэтому во время просмотра очень просто вновь почувствовать себя подростком, со всей этой космической сумятицей в голове, и ощутить, что отличий от взрослой жизни у такого состояния вообще-то мало.

Несмотря на притворную безыскусность и подростковую безалаберность в выстраивании сюжета и постановке отдельных сцен, «Хороший мальчик» – взрослое кино, иногда непримиримо печальное и по-философски мудрое. Оксана Карас не стала никому проповедовать, и выходов не стала искать – просто предложила жить и смириться со всеми странностями этой планеты, которым всё равно не найдётся объяснения. И самое главное – сделала это с улыбкой.

Её лента – большой луч света, тепловая пушка, призванная согреть все промёрзшие души, до которых возможно достать. Она крутится вокруг остроумных диалогов и кинематографических фокусов всех мастей и рангов, жонглирует жанрами и киноприёмами, переливается смешными и справедливыми умозаключениями, танцует под ритмы вечного справедливого удивления от происходящего и никак не походит на постановку, хотя все факты на лицо.

А ещё «Хороший мальчик» –  это настоящий триумф потрясающего Семёна Трескунова, который в свои 16 там выглядит более маститым артистом, чем его заслуженные коллеги. И хотя к актёрскому составу здесь вообще сложно придраться, Трескунов затмевает собой всех и всё. За его самобытной и искренней игрой хочется наблюдать бесконечно, ему хочется верить больше, чем Хабенскому или Ефремову – потому что та свежесть и юное безрассудство, та свобода действий, которую он приносит в свою работу, составляет одну из больших долей всего фильма.

«Хороший мальчик» – эта чуткое любящее наставление для детей и взрослых, современная притча о несбывшемся взрослении и взрослости, вечная шутка о свихнувшемся мире и призыв к компромиссам и прощению для всех. Его не стыдно советовать и обязательно нужно смотреть. Как минимум, потому что оно смешно и по-доброму рассказывает о каждом из нас. А как максимум — потому, что это ещё одно доказательство того, что русское кино живее всех живых.