Вверх

По семейным обстоятельствам. «Одесса» Валерия Тодоровского

Режиссёр «Страны глухих» и «Стиляг» выпускает картину о семье, (не)любви и любимом с детства городе

Одесса, лето 1970 года. Борис, журналист-международник, привозит своего восьмилетнего сына Валерика к родителям жены аккурат перед тем, как город полностью закрывают в из-за эпидемии холеры. Карантин запирает в замкнутом пространстве не только Бориса, планировавшего через пару дней уехать, но и многочисленных членов семьи, каждого со своими тайнами, пороками и добродетелями, которые близость смертельной болезни лишь проявит сильнее.

Валерий Тодоровский признается, что «Одесса» для него — проект если не всей жизни, то по крайней мере играющий в ней значительную роль. Страстное желание снять фильм о городе, в котором прошло детство режиссера, и который вдобавок знаменит своим неповторимым колоритом, вполне объяснимо. Но это совсем не ностальгическая картина, Тодоровский не предается абстрактным воспоминаниям о временах, когда деревья были больше, а люди были добрее, и не заливает экран приторной патокой грусти по ушедшей (а возможно, и не существовавшей) стране. Напротив, несмотря на очевидно теплое и человечное отношение автора к героям, фильм в известной степени к ним же беспощаден. Страдают все, почти никто не раскаивается, и ничьи поступки не находят оправданий. Стремительное взросление Валерика происходит на фоне постоянных склок, истерик и скандалов. Каждая несчастливая семья в фильме несчастлива по-своему. Брак без любви, алкоголизм, измены, безработица или пресловутый квартирный вопрос. Набор сколь очевидный, столь и похожий на реальную жизнь.

 

И, как и в жизни, все пройдет. Схлынет холера, утрясутся скандалы из-за квадратных метров, пройдет самая большая и казавшаяся такой важной любовь. Город вновь откроют, дети разъедутся кто куда, а старики-родители останутся собирать им посылки со свежими фруктами.

Вообще, из всей плеяды фактурных персонажей именно фигуры родителей выделяются больше всех. Потрясающий дуэт Леонида Ярмольника и Ирины Розановой смотрится настолько живо, органично и харизматично, что крадет экран буквально у всех коллег по актерскому ансамблю — от Евгения Цыганова, будто приехавшего в фильм прямиком из «Оттепели», до постоянно ругающихся друг с другом и убедительно страдающих Евгении Брик и Ксении Раппопорт. Сказать, что кто-либо из актеров плохо справился с ролью, значило бы погрешить против истины. Но то, что показали Розанова и Ярмольник на экране, как вместе, так и по отдельности — это нечто совершенно космического уровня. Неудивительно, что именно их образы воплощают в фильме все самое разумное, доброе и по-настоящему важное.

Помимо впечатляющих актерских работ, стоит отдать должное работе по воссозданию облика и неповторимой атмосферы города. Создать Одессу вне Одессы — звучит как страшный сон художника-постановщика, оператора и режиссера, но команда картины оказалась на высоте. И, несмотря на все политические нюансы, в 2019 году на российском экране оживает настоящая Одесса.

В кино с 5 сентября.