Вверх

Опыт Диких ночей. Часть 5. Короткий метр

На фестивале Cool Connections «Дикие ночи» было представлено всего три короткометражки: про швейцарский фильм «Вор» я уже писала здесь. Однако не менее любопытными работами оказались «Z» и «Ночь пластиковых пакетов».

Не могу не отметить, что каждый из подобранных Вадимом Рутковским хорроров очень отличался от прочих: даже пары аналогичных на фестивале не было. Этим и интересна программа Wild Nights: каждый фильм ужасов, вне зависимости от метража, оказался любопытным экземпляром — так что даже пришлось сожалеть, что не все их них добрались до широкого проката.

Но — к делу. «Вор», если помните, был метафоричным и красивым триллером, снятым в одной локации. Рассказываю, что было ещё.

«Z» — это зомби-хоррор, который 27 июля представил зрителям сам режиссёр Василий Сигарев. Как он сам пояснил, фильм должен был исправить ужасный рекламный ролик строительной компании ЗИЛАРТ, в котором принял участие Николай Басков. Реклама была настолько отвратительна, что первое, что сделал Сигарев — расправился с Басковым в первых минутах. Далее по сюжету — отвлеченная местность, некоторое Подмосковье. Мать двоих детей просыпается в загородном доме и варит кофе в турке, потому что электричество куда-то делось. Далее — дурацкие, вечно что-то вопрошающие соседи узнают, как у женщины дела — и начинается трэш. Мать, не обращая внимания на абсурдность происходящего, пихает детей в пижамах в огромную семейную тачку — и отправляется в Москву. Туда, конечно же, нельзя, но надо всеми способами. Повсюду происходит лютый апокалипсис (зомби и не только), а режиссёр, не стесняясь, включает в сюжет ситуации типичного сурового российского характера, над которыми грех не поржать как вульгарный конь во все горло. В итоге за 17 минут Сигареву удается показать не только весь ужас зомби-апокалипсиса, но и невероятную неистребимость русиш нэйшн. Концовка очень забавляет: ну, думаешь, сейчас будет выживастик с палатками, топорами, резиновыми сапогами, бензопилой «Дружба» иже с ними. Ан нет. Но тут надо смотреть… И помните, с чего всё начиналось.

«Ночь пластиковых пакетов» — сюр французского происхождения. С одной стороны — полный бред, с другой — тема пораженного антиэкологичным потреблением мира, который можно спасти лишь через принятие нового этапа жизни на земле.

Главная героиня по имени Агата является на вечеринку в бункере где-то за горсвалкой, где диджеит её, как потом оказывается, бывший парень Марк-Антуан. Среди тусовки она отвлекает его от работы, вещая о необходимости вернуть всё на свои места, и неважно, что это она его бросила, да ещё и полгода назад. Парень в шоке, но тут пластиковые пакеты начинают потихоньку истреблять в бункере всё живое от крыс до людей, и пара вприпрыжку отправляется на поиски спасения. Учитывая количество пластиковых пакетов в современном мире, уже можно заключить, что спасение невозможно. Но суть-то не в этом — это вообще не позволяет предположить, какой в итоге будет концовка. Пакет вцепляется в ногу Марка-Антуана, а Агата продолжает жужжать о том, что им нужно попробовать снова, что ей нужен ребенок, и вообще уже давно пора завести детей, ведь ей за тридцать, а он — её шанс «успеть». Ладно, много кто хочет детей, это нормально, но Агата не просто хочет произвести потомство — она желает это сделать как можно скорее: можно даже здесь и сейчас.

Бредовое монотонное бормотание женщины на фоне истребления всего сущего, анимация, черно-белое исполнение — настоящее современное кино о том, до чего можно докатиться в попытке соответствовать нуждам общества. Дети — тоже навязанная обществом «необходимость» — их далеко не всем нужно заводить, а некоторым это и вовсе противопоказано. Агата, например, воплощает дамочку, которая идёт к цели ради цели: она не то чтобы хочет быть именно с Марком-Антуаном, и ей вообще всё равно, что это будет за ребёнок — просто главное, чтобы он был. И этот абсурд просто заполняет головы многих современных людей. «Надо, чтобы было» — формула применима и к тачке, и к дочке, и к хате. Просто положено или «пора» или «надо».

В итоге режиссёр Габриэль Арель решил, похоже, ткнуть в две главные болезни современного общества, которые, по сути, сплетаются в одну: несознательно потребительство. И взбесившиеся пакеты, которые не разложились, а ждут на мусорке своего часа, и взбесившаяся Агата, которой «пора» — всё это две стороны одной медали. Мы захламляем место, в котором живём, загоняя себя в тупик. И мы форсируем нормальное течение жизни, пытаясь искусственно переделать себя, близких, также загоняя себя в тупик. «Принято», «традиционно», «положено», «надо», «пора» — это значит не думать своими мозгами (опять же, тема осознанности), а просто тыкаться в каждую дверь, как голодный скот в ворота, которого гонят просто покормить или зарезать. И вот даже не знаешь, что хуже: ожившие пакеты (аллегория с зомби, кстати, поняли, да?) или взбесившаяся Агата, которой похер, что в мире апокалипсис, потому что ей ПОРА.

Об авторе /

Шеф-редактор