Вверх

Опыт Диких ночей. Часть 4. «Избушка» (The Lodge)

Фестиваль «Дикие ночи» Cool Connections под конец проведения пополнился одним очень интересными экземпляром. 27 июля зрителям представили фильм «Избушка» (the Lodge, 2019; альтернативное название — «Сторожка») двух австрийских режиссёров, чьи работы до нашей страны ещё не добирались. Первой совместной работой Северин Фиалы и Вероники Франц был триллер «Спокойной ночи, мамочка», получивший несколько номинаций на престижных кинофестивалях. «Избушка» — их третья общая работа, её мировая премьера состоялась в январе этого года на фестивале Санденс, критики встретили ее тепло — и повод был.

В центре сюжета — семья в разладе: мать везёт двоих детей к мужу на выходные, а он при встрече сообщает, что развод всё-таки необходим. С этого начинается череда печальных и порой пугающих событий, которые проведут нас по заснеженной дороге от драмы к психологическому триллеру. У главы семейства Ричарда — новая пассия, девушка по имени Грейс с сомнительным прошлым, еле уцелевшая после побега из секты. Ничего особенного, но папа об этом не рассказывает, мама остается за кадром, а детям самостоятельно приходится выяснять занимательную информацию. Дети — младшая Миа и старший Эйдан — вполне самостоятельны для того, чтобы делать выводы, так что папино увлечение они тщательно бойкотируют. Пока не наступает пора планировать зимний отдых: Ричард решил, что необходимо сплотить Грейс и детей — и отправляет их вместе в загородный дом на рождественские каникулы.

Большой дом посреди нигде, сугробы повсюду на сотни миль. Отец привозит семью — и уезжает работать. Грейс остается вместе с двумя не шибко дружелюбными детьми наедине. Половицы скрипят, двери открываются от сквозняков, дети что-то замышляют. Классика. Бедняга Грейс мучается флешбэками из прошлого, пьет таблетки, плохо спит и пытается наладить контакт с детьми. Они, считая, что выяснили про девушку всё, что нужно, ведут себя соответственно: пытаются спровоцировать, вывести из себя, свести с ума… В какой-то момент начинаешь путаться: игра это, или издевательство, или страшные вещи происходят прямо здесь и сейчас.

Интересно то, что и главные герои, судя по всему, не уверены в реальности происходящего — и мы вдруг обнаруживаем за новым сюжетным поворотом, кажется, очень знакомую отсылку к теме Лимба. Однако это всего лишь намёк, не более: нас быстро отвлекают, погружая в эмоции персонажей, которые наслаиваются друг на друга быстрее, чем сугробы во время пурги, всё это время бушующей за окном. Поначалу испытываешь подозрения насчет этой юной девицы, про которую Ричард никому ничего не рассказывает (кроме «она хорошая»). Затем — обнаруживаешь сочувствие и к Эйдану с Миа, у которых нестабильная семейная ситуация, и к Грейс, которая тянется к детям, но встречает неприязнь. Хорошо, если бы сочувствие было и осталось главной эмоцией…

Трое героев заперты друг с другом в доме, который, похоже, всем кажется неуютным и чужим. Снег практически принуждает их продолжить поверхностное знакомство, и неизбежное заточение начинает давить: Грейс всё тяжелее находиться в доме, её напрягают предметы мебели, принадлежавшие прежней хозяйке, её сон нарушен, Эйдан бойкотирует все её попытки наладить контакт. Миа витает в облаках, но когда дело касается родителей, она — на стороне брата, и держится за него в негласной борьбе с Грейс. Рано или поздно границы занесёт снегом, и каждый из персонажей столкнётся с максимально неожиданным завершением праздничных каникул. Но а пока — можно только гадать, что за темнота кроется в прошлом Грейс и почему дети так активно сопротивляются её присутствию.

У «Избушки» во второй половине фильма прослеживается занимательный баланс между реальными вещами и тем, что мы бы назвали сверхъестественным. Очень сложно определить, существуют персонажи в стандартных реалиях знакомого нам мира или же они наделены дополнительными обстоятельствами, которые предполагают развитие сюжета в самых разных направлениях — а не только горизонтально по плоскости доступного разуму. Более того, бояться вроде как совершенно нечего, однако напряжение почему-то никак не отпускает.

Ещё один занимательный момент — кукольный домик, который периодически возникает в переходах между эпизодами: дети постоянно с ним возились до отъезда за город. Так вот, он сильно напоминает макет Энн из «Реинкарнации» Ари Астера, но прямую цитату в «Избушке» выловить сложно. Хотя реальные события совершенно точно имеют некий отклик в стенах игрушечной избушки. Думаю, вы понимаете, о чем я.

P.S. Райли Кио, исполнившая роль Грейс, просто прекрасна. 

Об авторе /

Шеф-редактор