Вверх

«Оно» Андреса Мускетти: долгожданная хорошая экранизация по Кингу

Меньше, чем через неделю в прокат выходит долгожданный хоррор «Оно 2» Андреса Мускетти. Ровно два года назад, в начале сентября 2017 года на большие экране вышел впечатливший всех фильм ужасов «Оно» по Стивену Кингу. Это была одна из немногих успешных экранизаций по роману Кинга того года (вспомните хотя бы сериал «Мгла» или картину «Темная башня»), что добавило ей популярности. Об успехе говорят и доходы картины. Сборы в мире составили более 700 миллионов долларов при производственном бюджете всего лишь в 35 миллионов. Вспоминаем, чем же фильм «Оно» так хорош.

Городок Дерри — место очень особенное, там регулярно происходят жуткие и необъяснимые вещи. В момент, когда зритель погружается в сюжет, Дерри переживает серию похищений: дети пропадают чуть ли не каждую неделю. В центре повествования — простой мальчишка по имени Билл, чей брат пропал прошлой осенью. Он верит, что братишка жив, и очень хочет отыскать его, ведь Джорджи пропал, потому что Билли отпустил его в дождь гулять одного, и парень не только скучает, но и погружен с головой в чувство вины.

С момента пропажи проходит чуть меньше года, Билл старается справиться с потерей, у него есть прекрасные друзья (такие же неудачники, как и он), начинается лето, и пора, казалось бы, подумать о простых детских развлечениях. Но Билл хочет найти ответы (и брата, желательно, тоже).

Вот с поиска ответов и начинается трэш. Точнее, нет. Не так. Мы в самом начале видим, как и куда пропадает Джордж, и мрак, страх и потрясение наваливаются на нас буквально с первых минут.

Почему страшно?

Этот фильм — концентрация разнообразных детских страхов, где всегда есть что-то необъяснимое, неподвластное, и это нечто совершенно недоступное пониманию взрослых.

Мы видим не призраков всяких, не зомби, не ведьм и не демонов, а смесь воплощений самых разнообразных страхов, порой на чей-то взгляд глупых или, наоборот, необычных. И более того: помимо этих образов мы видим, как мощно они воздействуют на подростков, главных героев, как их парализует и как они оказываются вдруг на грани.

Также страха добавляет абсолютное равнодушие взрослых людей к происходящему. Они настолько безучастны, что создается ощущение, будто их вообще не существует — и они сливаются с декорациями. Кажется, это намеренный шаг режиссера — показать, что на самом деле тех самых взрослых, которые за детей переживают и в любой момент готовы прийти на помощь — просто не существует. И тогда детям приходится справляться со страхами и, более того, реальной угрозой самостоятельно. А это один из худших детских страхов: когда рядом нет не то чтобы родных и близких мамы-папы, но и вообще каких угодно взрослых. Хотя хуже такого страха — очевидное равнодушие взрослых, которые просто молча проходят мимо, делая вид, что ничего не происходит. Будто бы происходящее находится в параллельном для них мире — мире детей, который им совершенно неинтересен.

Ну и добавочка приходит, откуда не ждали: в фильме есть несколько реальных взрослых — это родители главных персонажей, — которые не то чтобы пытаются защитить детей от происходящего: они будто вообще не подозревают, что мелким нужна какая-либо помощь. А помимо этого дети получают немалое количество агрессии, отстраненности и разного рода давления.

Что еще?

Этот фильм на самом деле — портрет скорее не страха, а надежды, ибо он олицетворяет некую бесконечную борьбу со злом — от страха, от бессилия, от того, что проще бороться, чем не бороться. Надежда здесь берется изначально от того, что один неудачник поддерживает другого, и это вырастает в полноценное здоровое взаимодействие, в дружбу, во взаимную поддержку и защиту.

Сначала это просто шутки и совместные покатушки на велосипедах, затем — попытка защититься от хулиганов, затем — больше, — совместная попытка побороть если не зло, то хотя бы страхи. За этим невероятно интересно наблюдать, потому что полноценная дружба — это вещь ценная и довольно редкая, а дети только на такую и способны.

Именно эта линия на протяжении всей ленты дает надежду на хорошее, положительное завершение. Никто не знает, как будет дальше, но пока есть друзья, есть и шансы…

Фильм вообще разложен на несколько очень непростых и хитро скрученных линий. Это:

страхи, детские и наши — если перекочевали (а они перекочевали, несомненно!) во взрослую жизнь;

несколько ярких портретов:

  • таинственный и несчастный город, вызывающий изначально поддельное ощущение беззаботности;
  • поколение подростков 1980-х, которые слушают определенную музыку, играют в определенные игры и постоянно всюду гоняют на великах;
  • равнодушие и давление взрослых — явное, четкое и очень знакомое;

А также:

специфичность классических характеров: ботаник, игроман, лидер, трусишка, ипохондрик, изгой, афроамериканец (в 80-х предрассудков было немерено) — за которыми очень интересно наблюдать;

особенности школьных «разборок», прессинг непохожих или неподходящих, агрессия подавляемых (дома и в школе) подростков, сильное влияние стереотипов — и так далее.

В общем, причин смотреть «Оно» немерено, даже если вы равнодушны к хоррорам, Стивену Кингу и 80-м. Я была очень впечатлена: хорроры люблю как жанр, но катастрофически редко удается отыскать действительно хорошую и качественную картину, да еще и уровня блокбастера.

Об авторе /

Шеф-редактор