Вверх

Околошекспир. «Офелия» Клэр МакКарти

Розенкранц и Гильденстерн мертвы. А Офелия еще нет. И она готова рассказать свою настоящую историю, которую не прочитать ни у Лозинского, ни у Пастернака. Впрочем, не найти ее и у Шескпира: фильм австралийской постановщицы — вольная интерпретация каноничного образа со скидкой на достижения MeToo и авторское видение классики.

Вообще, в наше время повальных ремейков и заимствований своеобразный спин-офф истории о принце датском имеет право на жизнь. Во-первых, поместить в центр повествования настоящего героя истории однозначно лучше, чем просто переснять оригинал, заменив персонажей на женщин. Во-вторых, за сотни лет и тысячи постановок легендарная трагедия стала уж слишком зависима от своего главного героя. Практически любая версия базировалась на образе самого Гамлета, зачастую заслоняющего собой персонажей второго плана. Это, конечно, по-своему справедливо, но «Гамлет, принц датский» — это не только Гамлет. Шекспир тем и хорош, что внимания в его пьесах заслуживают отнюдь не только титульные герои. Сама по себе идея преподнести Офелию не только как романтический интерес принца или жертву роковых обстоятельств свежа и даже интригует.

К сожалению, раскрытие этой идеи у МакКарти вышло довольно топорным, поверхностным и беззубым. Пока сюжет фильма не сильно отклоняется от первоисточника, картина выглядит интересно, проблемы возникают, когда авторы начинают добавлять чужеродные элементы собственного сочинения. Шескпир, конечно, выдерживает любую интерпретацию, и мир видел сотни различных модификаций старой истории. Но в наиболее удачных из них авторы не просто брали знакомый образ и переделывали его под свое видение прекрасного, они либо по-новому раскрывали его, либо создавали новых героев на его основе. МакКарти же, полностью заимствуя сеттинг, завязку и образы у оригинала, создает иллюзию того, что ты смотришь знакомую историю с новой перспективы, а потом пускает повествование в абсолютно иное русло, полностью разрушающее задумку Шекспира.

В принципе, такой подход мог сработать, если бы режиссёр с самого начала пустил историю по собственному пути, а не перенимал ее основу у оригинала. Если уж взялся переделывать классику, будь добр, иди до конца. К сожалению, вместо этого авторы попытались усидеть на двух стульях сразу, и в итоге получился невзрачный глиняный человечек на ногах колосса. В работе с литературной основой МакКарти не хватило тонкости Тома Стоппарда, в работе с исторической — смелости Софии Копполы. Свежая интерпретация Офелии оказалась на удивление не свежа.

Достоинства у ленты, конечно, есть, но тут все традиционно. Выбор Дэйзи Ридли на главную роль вполне удачен, она попадает в образ и смотрится органично. Не отстают и Наоми Уоттс, Клайв Оуэн и Том Фелтон. Снятый в Чехии замок датского короля выглядит внушительно и создает ощущение подлинности происходящего, если, конечно, вы не историк архитектуры. Заслуживают внимания работы художника по костюмам и оператора. Визуально фильм выполнен качественно и, если рассматривать только эту его составляющую, то это красивая, эстетически приятная картина.

Если же рассматривать в целом, «Офелия» — это очередное бессмысленное переосмысление легендарного сюжета, повод молодым и не очень британским актерам попробовать силы в воплощении культовых образов и симпатичный фильм на один раз.

В кино с 25 июля.