Вверх

Одиссея в один конец. «Высшее общество» Клер Дени

К сожалению, фильмы Клер Дени, флагмана европейского интеллектуального кино, не очень широко известны в России. Исправить ситуацию призвана ее новая картина. «Высшее общество» — это красивый, деликатный фильм-рефлексия о пороках и добродетелях, о человеке и машине, о живом и безжизненном.

Действие картины происходит на небольшом космическом корабле, посланном с Земли в один конец с необычной миссией — исследовать ближайшую к планете черную дыру. Экипаж корабля под стать заданию — все его члены набраны из числа приговоренных к смерти преступников. В их числе психопатичная доктор Дибс (Жюльет Бинош), одержимая идеей рождения в космосе и принявший добровольный целибат Монте (Роберт Паттинсон). В конечном счете опыты доктора увенчаются успехом — одной из девушек на борту удается забеременеть и родить здорового ребенка. Однако в результате ряда конфликтов основная миссия проваливается, а бОльшая часть команды гибнет, оставляя Монте вдвоем с ребенком без цели дрейфовать в бесконечных космических просторах.

 

«Высшее общество» ни о каком обществе, тем более высшем, конечно, не рассказывает (это тот случай, когда дословный перевод названия не играет локализаторам на руку). Несмотря на понятную фабулу и обоснованную мотивацию героев, картина Дени — это не столько конкретная история про конкретных людей, сколько запечатленные на камеру философские рассуждения автора. Вне контекста фильма ни сама история, ни персонажи интереса не представляют. Они — инструмент в руках своего создателя, набор кистей, при помощи которых художник транслирует свои мысли зрителю.

Основная тема фильма — рассуждение о природе человека. Природе одновременно деструктивной и созидательной, эгоистичной и альтруистичной, порочной и добродетельной. Дихотомия человеческой сущности находит отображение в персонажах Бинош и Патинсона. Страсть и импульсивность — спокойствие и рассудительность, опыты в научной лаборатории — работа в цветущем саду, ежедневное удовлетворение похоти — монашеское воздержание. Различие подчеркивается визуально — практически каждое появление на экране Жюльетт Бинош сопровождается резким и холодным синими светом, большинство сцен Патинсона — мягким и теплым желтым. Результатом столкновения противоположностей становится появление новой, не обремененной ни грехами, ни благодеяниями, жизни.

При желании образы героев можно трактовать и в более широком смысле: Дибс и Монте могут воплощать противостояние сотворенного природой (сад) и произведенного человеком (лаборатория), телесного (бесконечные анализы, собираемые доктором) и духовного (возвышенные рассуждения Монте), наконец, божественного (скромность и воздержание) и демонического (потакание порочным желаниям). Также при желании можно увидеть в картине и «Солярис» — как далеко в космос не залети, а все равно человеку нужен человек, и «Космическую одиссею» — рождение новой жизни, свободной от всего земного, и даже «Чужих» — какие бы монстры не населяли космическое пространство, главный из них — человек. Фильм предполагает множество интерпретаций и точек зрения, в отличие от своих предшественников, он не содержит в себе прямого ответа на вопрос, о чем он. Решить это зрителю предстоит самостоятельно. Дени не проповедует и не несет свои идеи в массы, а деликатно подталкивает к размышлениям.

Но фильм хорош не только этим. Можно вообще отбросить в сторону всю философскую подоплеку и воспринимать лишь его визуальную составляющую, и от этого он не станет хуже. Это очень красивое, магнетически притягательное и безукоризненно поставленное кино, в котором играют красивые и притягательные люди, кино, оставляющее исключительно приятное впечатление вне зависимости от смысловой нагрузки.

В кино с 11 апреля.