Вверх

О любви. «Портрет девушки в огне» Селин Скьямма

Strelka Film Festival by Okko

Набив руку в историях о своеобразии подростковой сексуальности, французская постановщица выпустила свое самое «взрослое» творение. Новый фильм Скьямма, будто повзрослевшей вместе с героинями своих картин, получился тоньше, изысканнее и откровеннее ее предыдущих работ. Новую веху в творчестве режиссера отметил и родной Каннский фестиваль, включивший ленту в основной конкурс, где та завоевала награду за лучший сценарий и квир-пальмовую ветвь. И отборщики, и жюри Канн оказались правы на все сто, как и организаторы Strelka Film Festival by Okko, где состоялась российская премьера картины.

Франция, конец XVIII века. Марианна (Ноэми Мерлан) приезжает на уединенный остров, чтобы написать предсвадебный портрет Элоиз (Адель Энель). Постепенно между девушками зарождается симпатия, которой суждено впоследствии перерасти в нечто большее и изменить их жизни навсегда.

Эмансипация женщин — тема злободневная, и потому подверженная эксплуатации и разного рода спекуляциям. Общественный запрос на искусство, посвященное нелегкой женской доле, зрел давно, и, спустя полтора года после начала MeToo, каждый кинодеятель удовлетворяет его в меру своего таланта. В этом смысле картина Скьямма вполне отвечает мировым трендам, так или иначе освещая все ключевые вопросы — от роли женщины в обществе и искусстве до однополых отношений, от бодипозитива до вынужденных абортов. С точки зрения развития и популяризации феминизма фильм вполне может стать если не программным, то по крайней мере эмблематичным.

Показывая французское общество XVIII века, картина прицельно давит на болевые точки общества современного. Кино безусловно несет в себе неприкрытый посыл, а право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью — одна из центральных тем. Вот только «Портрет девушки в огне» настолько же феминистское кино, насколько «Крестный отец» — криминальная сага. Номинально, конечно же, так и есть, но сам фильм гораздо глубже. Скьямма поднимает актуальные темы, но делает это без пафоса и лишней драматизации, они органично вплетены в сюжет. Проблематика освещается, но не наносит ущерба повествованию. «Портрет» — это не громогласный фем-манифест, а тихая история любви.

История поэтичная (или, лучше сказать, живописная), потрясающе красивая и без грамма пошлости. Драматичные моменты показаны без надрыва и театрального заламывания рук, а моменты интимные выглядят естественно и в известной степени целомудренно. Фильм эротичен, но обходится без набивших оскомину штампов. Эстетически безупречная картинка приятна глазу, кино прекрасно своей «нищей красотою зыбучих дюн и северных морей». А режиссерские находки вроде момента с игрой на пианино и зеркалом, тактично прикрывающим то, что Густав Курбе предпочел бы написать явно и без прикрас, будоражат почище иных постельных сцен.

Скьямма избегает эксплуатации как посыла, так и содержания своего фильма. Вместо этого она, как полагается хорошему режиссеру, сосредотачивается на сюжете и визуале, а то, что хотел сказать автор, современный зритель поймет и так. Благодаря такому подходу у фильма на порядок больше шансов войти в историю, нежели у попыток Голливуда массово феминизировать всю свою продукцию.