Вверх

Новая сказка о Торе. «Вальгалла: Рагнарёк» Фенара Ахмада

«Вальгалла: Рагнарёк» — третий полнометражный фильм датчанина с иракскими корнями Фенара Ахмада. И если первые два были исключительно на социальные темы (не без упоминания проблематики ассимиляции), то третий уже обеими ногами стоит на скандинавской территории и к национальным вопросам обращается исключительно со стороны мифологических корней локального населения.

Дебют режиссёра «Flow» (Ækte vare, 2014) возглавил датский бокс-офис, а следующий проект — «Преисподняя» (Underverden, 2017) — получил аж 14 номинаций на премию датской киноакадемии «Роберт» и участвовал в основном конкурсе ММКФ. Это история кардиохирурга, который ищет справедливости после смерти гораздо менее благополучного брата — и готов отдать всё, что имеет, ради мести. Новый же фильм — скандинавское фентези, вдохновлённое легендами о Вальгалле; переосмысление сюжета, любимого Ахмадом с детства, с учётом уже сформированного и высказанного автором ранее взгляда на современное датское общество.

Сам режиссёр признаётся: «Серия комиксов «Вальгалла» Петера Мадсена оказала на меня исключительное влияние. Рассказы о богах Асгарда, о Кварке, Тьялфи и Рёскве познакомили меня со скандинавской мифологией и произвели даже большее впечатление, чем поездка в Национальный музей Дании».

Ахмад хотел снять фильм, который бы понравился разным возрастным категориям зрителей, именно поэтому повествование ведётся от лица брата и сестры, простых смертных детей, вынужденных покинуть дом вместе с Тором и Локи.

«Во время своих удивительных приключений Тьялфе и Рёсква осознают, что те, в ком мы нуждаемся больше всего – это не боготворимые нами идолы, которым мы поклоняемся, а люди, самые близкие нашему сердцу. Это и есть та главная мысль, которую я хочу передать в своем фильме», — также отметил создатель фильма.

Новый фильм о Торе — это не Марвел и не привычный нам подсвеченный лазерными вспышками блокбастер. Это именно что сказка — такая, которую обычно показывают по телевизору в новогодние каникулы (кстати, способ их продлить). Довольно мрачная, однако. В простой крестьянский домик в Мидгарде во время грозы заявляются Тор и Локи. Они обедают и отдыхают, собираясь с новыми силами в путь. Тьяльфе — мальчик — совершает мелкую ошибку, из-за чего Тор сердится и забирает его в качестве помощника, а то и прислуги. Рёсква, его младшая сестра, тайком забирается в колесницу Тора, так что оба ребёнка покидают родной дом, оставляя родителей горевать в одиночестве. В Асгарде детям не позволено и звука вслух произносить, они спят на соломе и прислуживают богам. Рёсква скучает по дому, и однажды ночью ребята решают сбежать, а вместе с ними и Кварк — великан по происхождению. С этого момента начинается их опасное и прекрасное путешествие — ведь Фенрир уже вырвался, а значит, Рагнарёк близко.

Картина повествует лишь о небольшом эпизоде из скандинавской мифологии, когда дитя света предотвращает Рагнарёк и спасает Солнце от Фенрира. По сути, это такой отрывок, выжимка — довольно лаконичная, даже поверхностная местами — и не то чтобы очень масштабная. Как длинная серия, вырванная из красивого сериала-эпопеи. Однако наблюдать за Тором в непривычном для нас образе или за действительно хитрым и нахальным Локи (отнюдь не таким утончённым как Хиддлстон), следить за глазастыми детьми, блуждающими по невероятно красивому лесу, ждать, пока откроются врата из Валаскьяльва навстречу темнеющему небу и мрачным предсказаниям о почти закатившемся за горизонт солнцем… Завораживает. Это действительно красиво снято. Скандинавская природа зачаровывает, цвета, фактуры, пейзажи — манят, там хочется оказаться, хочется погрузиться в этот сказочный и одновременно мрачный мир, где боги решаются на борьбу за свет ради людей, которые в них верят. И благодаря людям же могут перехватить мир у тьмы буквально на самом краю пропасти.

С мифологией всё более или менее ясно, это в данном случае как экранизированный эпос со своей спецификой. Но в центре сюжета также простая смертная — земная — девочка Рёсква, кроткая, тихая и скромная. Расставшись с братом, она встречает Тора в лесу и понимает, что Тьяльфи в опасности. Тогда девочка готова отправиться куда угодно, рискуя жизнью, лишь бы вызволить брата. Да, они в том возрасте, когда чаще дерутся, чем договариваются, да и вообще Тьяльфи как старший брат получит всё, когда они вырастут: дом, хозяйство, наследство — если наберётся, а вот Рёсква останется помогать либо должна будет выйти замуж… Так или иначе, амбиции у девчонки другие, потому-то она и сбежала: мыть полы да чистить рыбу всю жизнь ей совсем не хотелось. Однако только когда она оказалась в Асгарде и ей пришлось прислуживать Тору и Локи, Мидгард показался вдруг таким желанным и далёким, а родители такими нужными и родными — вне зависимости от того, какие домашние дела они ей поручают. Но мораль сказки такова: чего бы ты ни возжелал от жизни, судьба всё равно по-своему распорядится. Ведь неизвестно в итоге, смогут ли они вернуться в мир людей. А если да — то кем и когда?

В целом, конечно, такие сказки не пересматривают. Да и если вы только что вышли из зала imax с показа «1917», то вас уже в принципе мало что впечатлит в плане визуального исполнения. Однако для семейного похода в кино с детьми — самое оно.

В кино с 30 января.

Об авторе /

Шеф-редактор