Вверх

Незавершенная идея

Фильм «Ужин» вышел довольно давно, и добралась я до него тоже довольно давно, однако, наверняка есть те, кто раздумывает: «А не посмотреть ли этот фильм на выходных»…

Вот как раз для тех, кто раздумывает, я и пишу эту рецензию. Могу даже сказать так: если вы не исключительный фанат актерского состава в данном фильме, то просто не тратьте время. Ни в коем случае. Эти два часа можно провести с гораздо бОльшей пользой, даже если вы будете просто смотреть в потолок и предаваться экзистенциальным размышлениям.

Но стоит все-таки прояснить ситуацию.

Итак, два брата. Старший — Стен: успешный, весь из себя правильный политик. У него двое детей, один из которых усыновлен. У него вторая жена: первая когда-то ушла от него, и теперь второй не хватает своих детей, а вот Стену вполне хватает тех, что есть. И у него брат Пол. Брат, который оказался слабее, оказался уязвим и не то чтобы уравновешен.

Есть Пол, он травмирован в детстве странным поведением родителей. У него есть жена, не так давно реабилитировавшаяся после онкологии. И есть сын, замешанный в преступлении, о чем он узнает не от жены или сына, не от близких — а просто случайно…

И объединяет Стена и Пола, помимо братства, одна очень мутная история, в которой замешаны их сыновья. Какими бы ни были братья, сыновья по каким-то причинам не оправдали отцовских ожиданий. Но пока две пары с фамилией Ломан собрались на ужине, и все стараются соблюдать приличия, сохранять терпение и не думать о плохом.

Не выходит. Заявленные в слогане «злость, зависть, безумие, жестокость и нежность» не реализованы так, как я привыкла это видеть. Может, это перформансы теперь перекочевали на большой экран? Но, кроме хаотичного метания главных героев по ресторану, я ничего не увидела. Эта «взрослая жизнь» с кучей ответственности, которую они никак не могут собрать воедино и разложить по полочкам, выглядит ужасно, от этого в плохом смысле рвет башню и начинается головная боль, главные персонажи едва ли раскрываются через их флэшбеки и полноценные воспоминания, их характеры не побуждают ни к сочувствию, ни к симпатии, зато их взаимодействие вызывает и тошноту, и головокружение. Как беспорядочная беготня с криками и поднятыми руками. Как плохая стремная комедия без шуток.

Кто они? Две семьи. Семьи ли? Вовсе нет: секретов даже друг от друга, претензий друг к другу, недомолвок, недовольства — немерено. Каждый тащит какой-то свой личный груз, и, якобы из заботы не вытряхивает его на стол во время ужина.

Зачем они собрались? Потому что так положено? Едва ли. Они хотят в это верить, но на самом деле семейные связи уже давно разрушены: психозное эго младшенького и некая раздражающая «правильность» старшего мешают установить здоровый контакт, и проступок их детей окончательно пришибает шансы не только на нормальный ужин, но и на адекватное последующее взаимодействие.

Но только один из четверых родителей правильно относится к тому, как стоит поступить в данной ситуации. Как любящий отец, который, к тому же, думает не только о себе и семье, но и о многих других, не только о настоящем, но и о будущем, о брате, о его жене, о новом законопроекте — и прочем и прочем… Он выбирает единственно верный вариант. При том, что его голова занята гораздо больше, на нем ответственности гораздо больше, на нем висит вина перед младшеньким — и второй, не оправдывающий ожиданий, брак. Он выбирает полноценное наказание для своего сына и своего племянника. И все против: никто не понимает, что если подросток совершил жестокий проступок — и не будет при этом наказан, то что же он сотворит тогда в будущем? И ужин все тянется, и все молчат, и никто ничего не обсуждает, и никто не хочет начинать вечер с правды (хотя Пол периодически едко заявляет о том, как его все вокруг бесит).

И эти бесконечные 2 часа с пререканиями просто убийственны. Характеры не хочется узнавать, на хороших актеров не хочется смотреть, их не хочется слушать… И только одна ценная мысль остается после всего: что ублюдок, пусть и родной сын будущего премьера-министра, должен быть наказан.

Итог таков: режиссер Муверман не по мне, его красивая идея разбить фильм по блюдам и поочередно изобразить чувства персонажей в зависимости от того, что подают, не удалась. Итог фильма ничего не исправил, и, кажется, я больше не хочу видеть этот актерский состав на одном экране.

Об авторе /

Шеф-редактор