Вверх

На память полагаться не стоит. «Правда» Хирокадзу Корээды

Скоро на экраны выйдет первый европейский фильм Корээды: «Правда» с Катрин Денёв и Жюльет Бинош в главных ролях. Хотя с триумфа «Магазинных воришек» (2018) в Каннах прошло совсем немного времени, деятельный японец успел не только прописать сценарий для новой картины, но и открыть Венецианский фестиваль.

«Правда» — название автобиографической книги известной актрисы Фабьенн (Катрин Денёв). Её дочь Люмир (Жюльет Бинош) приезжает специально к выходу книги в родительский дом вместе с мужем Хэнком (Итан Хоук) и дочкой Шарлотт. В родительском доме, однако, живёт только мать, когда-то давно выгнавшая отца. И Люмир ждёт сюрприз: в «Правде» нет ни слова правды. Что ещё интереснее: сама по себе семейка очень непростая — Люмир стала сценаристом, а её муж Хэнк играет в сериалах. Каждый из них так или иначе подвергается язвительным колкостям со стороны Фабьенн, Настоящей Звезды. Однако приезд дочери, совпавший с выходом книги и съёмками в новом фильме, каким-то образом заставил актрису хотя бы ненадолго перестать играть и побыть настоящей…

Но обо всём по порядку.

Новый фильм Хирокадзу Корээда снимал во Франции, на французском (и частично английском) языке, с участием прекрасной команды. Всё началось с Жюльет Бинош: она уже была какое-то время знакома с режиссёром, и даже посетила Японию (в далёком 2011-м, однако), чтобы познакомиться с Корээдой поближе и предложить поработать. Сценарий фильма основан на пьесе, которую режиссёр начал писать в 2003-м году, однако по пути к экрану история несколько трансформировалась. В итоге в центре сюжета — непростые отношения матери, настоящей звезды киноэкрана, и дочери, отказавшейся пойти по её стопам — на фоне увядающей осенней природы Парижа. Корээда не раз обращался за комментариями или пояснениями к своей съёмочной группе, и какие-то вещи, которыми с ним делились Денёв, Бинош и Хоук, немало повлияли на формирование персонажей и атмосферы будущего фильма.

В целом «Правда» выглядит, как история тщеславия, аккуратная, продуманная, с определённым шармом. Вот есть звезда, а вокруг неё все и всё вращается. Дочь — сценарист, так, мелочи, неинтересно: побоялась пойти по стопам матери, ведь она «ужасно играет». Зять — актёр сериалов, второсортный, стало быть. Агент Люк — бытовая мелочь, о нём и в книге ни слова, хотя все прихоти Звезды он выполняет вплоть до повторных съёмок эпизода, который всем показался идеальным. Муж? Мадам выгнала его, а в книге и вовсе написала, что он умер…

На возмущение дочери Фабьенн просто отмахивается: мол, правда никому не нужна, она не интересна, неприглядна, да и вообще, ей самой, Фабьенн, и решать, что рассказывать, а что нет. Книга — продолжение её актёрской карьеры, так что портить что-то или отходить от своего амплуа актриса не планирует. Люмир возмущается, но ей приходится иметь дело с матерью, ведь Люк, работавший с ней столько лет, решает уйти с «работы»: в книге о нём ни единой запятой, он такого отношения просто не заслуживает! Временно — до конца съёмок — Люмир берёт на себя обязательства агента Фабьенн.

Встраиваясь в рабочий график матери, Люмир вновь испытывает гнев и обиду за равнодушие и высокомерие матери, с которыми она сталкивалась в детстве. А затем выясняются детали, которые говорят о том, что многие вещи память исказила: то, что Люмир считала причиной их разлада с матерью, внезапно оказывается следствием. Аналогичная трансформация происходит и с Фабьенн: сначала она отказывается принимать талантливую молодую актрису Манон, которая исполняет центральную роль в новом фильме. То она чувствует себя некомфортно, то бойкотирует какие-то моменты на съёмках, то критикует игру Манон, сравнивая её с подругой молодости, которая также была блестящей актрисой… Страдают все. Впоследствии, когда Люмир принимает непосредственное участие в работе матери и даёт ей советы, налаживается некий контакт. И если раньше казалось, что Фабьенн — невыносимая дама, которая не выживет без внимания со стороны, которой, вдобавок, необходимо всё контролировать, то теперь выясняется, что спокойная и уравновешенная Люмир с гораздо более приятным характером не так уж сильно отличается от матери: порой она пишет сценарии не только для работы.

Каждый раз, когда всплывает один из прежних конфликтов, и Люмир хочет обвинить мать в каких-то действиях или реакциях, выясняется вдруг, что она неверно воспроизводит детали. И каждый раз Фабьенн повторяет, что на память положиться нельзя. Так, может, и её книга «Правда» — настоящая правда? То есть, та правда, которую помнит Фабьенн, та правда, которая уже как следует искажена несовершенной памятью. Значит ли это также, что Люмир не права в своих нападках на мать: раз она плохо помнит детали прежних споров/ссор, может, и в книге она не может распознать реальную правду и ложь? Да и в правде ли суть? Точнее, так: в «Правде» ли суть?

Пусть у каждого эта пресловутая правда — своя. Но если она мешает поддерживать тёплые и доверительные семейные отношения, лишая поддержки, то так ли важно на ней настаивать?

Хирокадзу Корээда снова снял кино о семье. О недомолвках, о том, во что они перерастают, когда все уже очень взрослые, о том, как порой сложно строить отношения, когда вокруг сплошь тонкие творческие натуры, о том, что за каждой ролью стоит своя боль, а за каждым сценарием — своё воспоминание. Многие вещи, которые мать и дочь делают для/из-за друг друга, в итоге составляют их карьеру и являются отражённой в работе рефлексией на тему взаимоотношений. Каждый проект — это попытка построить внутренний диалог, каждое колкое высказывание — это защита от эмоций, причиняющих боль. Правда также причиняет боль, однако, если сказать её вовремя, всё можно исправить.

В кино с 6 февраля.

Об авторе /

Шеф-редактор