Вверх

Мы все когда-нибудь вырастем. «Оно 2» Андреса Мускетти

Долгожданный сиквел идёт в кино: сборы первых выходных уже подверглись пристальному вниманию, а кто-то только планирует поход на сеанс — и тщательно избегает упоминаний «Оно 2» в соцсетях. Новый фильм Андреса Мускетти идет почти три часа, там потрясающий звездный состав, и его уже успели как похвалить, так и поругать. С этого момента поподробнее…

Что ж, все важные моменты, очаровавшие зрителей в первой части, остались и здесь:

  • равнодушные взрослые
  • портрет поколения (уже выросших) неудачников
  • и все..?

Дело в том, что многим не очень понятно, на что ушел дичайший хронометраж — с учетом, что характеры повзрослевших героев раскрыты вскользь и поверхностно. Наверно, на хоррор-составляющую и на воспоминания. Да, так и есть — увы или даже к счастью.

Это как принципиально важный момент, как намек, зеркало: взрослые больше вспоминают, чем живут. Если в первой части условные взрослые были равнодушны к главным героям, то во второй уже конкретные взрослые — главные герои, и им самим не то чтобы очень хочется впутываться в странную, страшную, давно забытую историю. Более того, мысли и обещания о том, что компания не распадётся и неудачники всегда будут бок-о-бок, конечно же, были напрасны. Но откуда школьники знают, где окажутся через 20-30 лет? Ниоткуда, конечно. И тем более глупо сравнивать сиквел с приквелом, ожидая, что «Оно 2» — совершенно другой фильм про совершенно других уже людей —  подстроится под своего предшественника.

Итак, прошло 27 лет, и Пеннивайз снова шалит. Единственный оставшийся в Дерри — Майк — разыскивает всех приятелей прошлого, чтобы вернуть их домой. Это отличная возможность завершить историю раз и навсегда, хотя компания друзей для злобного клоуна — как надкушенный бутерброд, и если отправиться в Дерри, можно там навсегда остаться float now and again. Тем не менее, собираются все: Билл, Бен, Беверли — и так далее. Они с трудом помнят, о чем поклялись в детстве, да и вообще всё, что было тогда, почти полностью стёрлось из их памяти. Однако наступает момент встречи, и всё встаёт на свои места. Но это неточно.

У каждого — свой обширный бэкграунд, которым не очень-то хочется делиться (если вы взрослые — вы понимаете): кто-то пишет книги, кто-то стендапит, у кого-то свой бренд, кто-то женился… Ничего особенного. Правда, непохоже, что это компания счастливых и успешных людей, которые сейчас, как супергерои, расправятся с Оно (в локализации решили не склонять), спасут Дерри — и будут жить долго и счастливо. Однако это вам не супергеройское кино, и тут всё так просто не решается.

Во-первых, взрослые мало что помнят — и не видят очевидных причин участвовать в спасении Дерри от клоуна. Во-вторых, они по-прежнему неудачники, просто повзрослевшие, так что не самые приятные детские воспоминания только погружают главных героев глубже в рефлексию. В-третьих, им всё ещё страшно до ужаса — как любому нормальному человеку — и соваться в логово страха причин как будто бы нет. С другой стороны, выполнить обещание и справиться со злом — способ неудачников доказать самим себе, что они чего-то стоят. Конечно, в итоге все решают взяться за дело не потому что надо кому-то что-то доказать, а просто за компанию: Билл, как всегда, стремится в жерло вулкана, движимый чувством вины и поддерживаемый Майком, который все эти годы сторожил Дерри. Ну а все остальные просто решают не бросать его, как и в предыдущий раз. Классика.

О чём же вторая часть?

Начнём с того, что это не просто продолжение. Сейчас все начнут сравнивать «Оно 2» и «Оно» — вон уже сборы подкачали, и длительность слишком большая, и взрослые все уже — не осталось шарма детской дружбы и поддержки… Забудьте. Это ДРУГОЙ фильм. Опираться на факты приквела — всегда пожалуйста. Однако если вы сомневаетесь, что вторая часть — достойное продолжение первой, вспомните, что обе они снимались по книге, и соответствовать они должны не друг другу, а печатному (пухленькому, надо отметить) изданию «Оно» Стивена Кинга, который вообще-то экранизацией как раз-таки доволен.

«Оно 2» — о взрослой жизни без иллюзий, о плате за обещания (даже если они не связаны с Пеннивайзом), о нерешённых проблемах прошлого (от конфликта с родителями и тайной влюблённости до конфликта с собой).

О том, что страхи из детства вполне могут расти вместе с нами, и никуда не деваться. Или что порой одни страхи замещаются другими, но продолжают сопровождать нас. Возможно, что боязнь чудища из шкафа или из-под кровати прошёл — на его место вполне может прийти страх глубины, огня, полётов, крыс, нереализованности, отношений, открытых пространств, людей… Какие угодно, как ни назови — по-прежнему страхи.

Вторая часть и о том, что детские — и парализующие недетские тоже — страхи можно побороть, но в одиночку это сделать почти нереально. Если с тобой рядом тот, кого ты знаешь, кому доверяешь и с кем боролся против монстров из темноты и чего похуже в детстве — то почти наверняка вы сможете одержать победу снова. По крайней мере, сдадитесь не сразу. Иначе зачем людям друзья вообще? Аллегория: проблемы = зло, друзья = сила.

 

Правда, когда мы пытаемся справиться с проблемами, то далеко не всегда приходим к кому-либо за помощью. Но если ситуация просто ужасная, и мы прекрасно понимаем, что не решим её самостоятельно — куда мы идем? Ну ладно, кто-то к маме, а кто-то к психотерапевту. Хотя на самом деле сначала хочется отправиться к тому, кто на твоей волне, кто про тебя знает дохрена всего и кто уже видел тебя распадающимся на атомы. Так что сам факт воссоединения и борьбы — будь она с реальным или гипотетическим злом — это образ решения сложной проблемы для взрослого агрегатного состояния. Вместо супергеройских сил — дружба и поддержка.

Да, мы больше не знаем этих красавцев с экрана — мы не узнаем в них милашек из Клуба неудачников. Да, у них уже совершенно иное отношение к реальности и сущности Пеннивайза. Да, раскрыть шесть-семь характеров за три часа просто невозможно, зато можно создать красивую картину их взаимодействия здесь и сейчас. Нет у режиссера задачи рассказать, кто и чем стал: вся суть — в Оно, в их борьбе против него — и в том, что, кем бы они ни стали, они снова вместе. Ностальгии не будет.

Есть что-то неуловимое, по чему скучаешь — из фильма «Оно». Но это больше похоже на уловку режиссёра: взрослым вечно чего-то не хватает, чего-то недостаёт, вечно они вспоминают что-то, ноют о чём-то, боятся действовать, забывают своих друзей… «Оно» — это очаровательное и наивное школьное детство, а его сиквел — уже даже не юность, а настоящая зрелость. Даже с учётом того, что никто из героев, похоже, всерьёз не повзрослел — разве что обзавёлся работой и пассией.

Что ж, так выглядит реальная взрослая жизнь, и наши ожидания — это наши проблемы. Фильм не может считаться хорошим или плохим только потому, что оправдал или не оправдал ожиданий. Как и при просмотре первой части, в этот раз я не заметила большого хронометража: смотрела на одном дыхании. Хотя отчетливо почувствовала, что взрослое «Оно» сильно отличается атмосферой и настроением. Пусть так. Мы ведь все когда-нибудь вырастем.

В кино с 5 сентября.

Об авторе /

Шеф-редактор