Вверх

Miss me? «Проклятие Аннабель 3»

«Проклятие Аннабель 3» (Annabelle Comes Home) — шестой фильм франшизы «Заклятие», созданной в 2013 году Джеймсом Ваном («Пила», «Мертвая тишина», «Астрал» — также его рук дело). Если помните, «Заклятие» начинается с того, что Лоррейн и Эд Уоррены в 1968 году забирают у двух сиделок проклятую куклу, за которую уцепилось нечто злое и потустороннее, к себе домой, чтобы запереть ее. С этого же начинается и новый спин-офф.

 

Что было раньше (если вы не знакомы с франшизой — вас ждут спойлеры)

«Проклятие Аннабель: зарождение зла» (2017) — четвертый фильм франшизы, но по хронологии — самая первая история, связанная с четой Уорренов. В 1943 году у кукольника и его жены погибает дочь по имени Аннабель. Злой дух убеждает пару в том, что он — их дочь и ему необходимо поселиться в кукле. Родители соглашаются на обряд, а когда уже слишком поздно, они понимают, что впустили в свою жизнь нечисть — и запирают куклу в шкафу, обклеенном изнутри станицами из библии. Спустя 12 лет, в 1955 году, пара открывает двери своего дома детям и воспитателю из закрывшегося приюта. В итоге демон приманивает одну из сирот по имени Дженис и вселяется в нее, за чем следует несколько убийств. Впоследствии воспитателю удается запереть и девочку, и куклу в шкафу до приезда полиции. Однако девочка сбегает, находит новый детский дом, где ее удочеряют как Аннабель. А спустя еще 12 лет, в 1967 году, эта девушка на пару с парнем врывается в дом женатой пары, где в обнимку с куклой совершает суицид (события фильма «Проклятие Аннабель» 2014 года). Фильм снял Дэвид Ф. Сандберг («И гаснет свет»), Джеймс Ван выступил продюсером. Второй фильм про Аннабель получился аккуратнее и живее, чем первый (2014 года), однако он не особо цепляет — его вполне можно назвать проходным.

В этом фильме есть две дополнительных сцены. Одна — в промежутке между титрами — показывает куклу Аннабель, сидящую в шкафу, когда она внезапно поворачивает свое личико к зрителям. Вторая — после титров — показывает намек на следующим фильм франшизы «Проклятие монахини» (2018): в ней демон Валак в обличье монахини вышагивает по монастырю навстречу зрителям, неся за собой мрак.

«Проклятие монахини» (2018) — пятый и предпоследний на текущий момент фильм франшизы. Рассказывает историю появления демона по имени Валак, который впоследствии доберется до семьи Уорренов. В 1952 году в одной румынской церкви произошли зловещие события. Ватикан отправил расследовать случившееся еще не давшую обет юную послушницу (кстати, ее играет младшая сестра Веры Фармиги — Таисса) и стареющего экзорциста с темной тайной (Демиан Бишир). Все заканчивается спасением церкви, ранее превращенной демонами в территорию зла. Однако оказывается, что демон не то чтобы покинул землю людей: он осквернил некоего Мориса, парня, помогавшего послушнице и священнику справиться с Валаком. Ленту снял Корин Харди (при участии Джеймса Вана в качестве продюсера и сценариста), и мрачную жуткую атмосферу парень создал отлично.

Спустя 20 лет Эд и Лоррейн Уоррены будут показывать на семинаре ролик с экзорцизмом Мориса. На этом семинаре будет присутствовать один из персонажей «Заклятия» (Кэролин Перрон, мать семейства, попавшего в проклятый дом). А во время самого обряда, изображенного на пленке, Морис хватает Лоррейн за руку и передает ей видение из «Заклятия 2» о смерти ее мужа Эда.

 

«Проклятие Аннабель» (2014) — второй фильм франшизы — снял Джон Р. Леонетти. А Джеймс Ван выступил продюсером. В ленте мы видим историю о паре, которая ждет ребенка. В 1967 году муж дарит жене куклу, но затем на их дом нападают сектанты, и девушка по имени Аннабель решает покончить с собой, держа куклу в руках. Таким образом она призывает злого духа, который охотится за душами и начинает преследовать жену и ребенка. В итоге семью спасает продавщица из книжного магазина: она жертвует собой ради спасения маленького ребенка — и воссоединяется со своей погибшей в аварии дочерью. Спустя полгода после произошедших событий куклу в антикварном магазине покупает дама для своей дочери (одной из тех самых сиделок, у которых Уоррены забирали в итоге куклу). Тут про криповость сказать нечего: типичная переделка «Ребенка Розмари» на современный манер, настолько простая, что скучно.

«Заклятие» (2013) — первый фильм франшизы, с него началось производство спин-оффов. Это история про семью, живущую в 1971 году населенном призраками доме, где в конце XIX века произошли жуткие вещи. Батшиба, родственница замученной салемскими охотниками на ведьм дамы, творила бесчинства на территории дома, а впоследствии стала заставлять родителей убивать детей. Примечательно: в один из моментов фильма мы видим, как призрак Батшибы проникает в дом Уорренов и пугает их дочь Джуди (Стерлинг Джеринс). В этом фильме мы впервые видим пару экзорцистов, добрых и красивых Лоррейн и Эда Уорренов (Вера Фармига и Патрик Уилсон). Известно, что Уоррены — реально существовавшие личности, и оттого мастерски сконструированный Ваном хоррор приобретает дополнительный оттенок криповости.

А начинается фильм как раз с того, что Уоррены забирают куклу Аннабель в 1968 году у до смерти напуганных сиделок — и отвозят ее домой.

 

«Заклятие 2» (2016) — третий фильм франшизы. Сюжет частично основан на реальных событиях («Энфилдский полтергейст»), но имеет массу отступлений — в угоду кинематографической красоты и целостности. Более того, фильм начинается с расследования истории дома в Эмитвилле, в котором в 1976 году также участвовали Уоррены, и с видения Лоррейн о грядущем несчастье. Снова режиссер Джеймс Ван и снова фильм — образцовый хоррор, который еще десятилетие будут брать за пример. По сюжету американцы Уоррены в 1977 году летят аж в Англию (!) по просьбе церкви. Они планируют помочь матери-одиночке и ее ребенку избавиться от злого духа, который пытается выгнать семью из дома. В этой части пара экзорцистов сталкивается с тем самым демоном из «Проклятия монахини», который являлся Лоррейн в видении (Валак) — и изгоняет его.

«Проклятие Аннабель 3» (2019)

События фильма происходят примерно в начале 70-х, ориентировочно до истории первого «Заклятия» (2013). Эд и Лоррейн в 1968 году забрали куклу у сиделок и увезли домой, где надежно спрятали в специальный ящик. Их дочь Джуди (в этом фильме ее сыграла уже Маккенна Грейс) прекрасно знает, как опасна эта кукла, так что ее даже не тянет поиграть с Аннабель.

Проходит год. Уоррены уезжают на денёк по делам, оставляя дочку с няней Мэри Эллен — в полной уверенности, что все будет отлично. Девочки собираются отметить день рождения Джуди заранее, и к ним пробирается любопытная подруга няни Даниэлла, хорошо начитавшаяся историй про семью экзорцистов. Вот тут-то и начинается интересное.

Конечно же, все тайное становится явным, а все запертое выбирается на свободу. Более того, темной ночью в огромном доме, полном таинственных вещиц, где остались только подростки, а взрослые мама-папа уехали за тридевять земель, уж точно можно найти немало приключений. Даже если не говорить об очевидно появляющихся призраках и злых духах (было бы странно, если бы спин-офф обошелся без них, так что за спойлер не считаем).

В новой ленте все события происходят в одной локации: в доме Уорренов. И — без Уорренов вовсе. Как ни странно, их отсутствие на время ночных происшествий не сказалось негативно на качестве фильма: после двух успешных «Заклятий» и двух неудачных «Проклятий Аннабель» продолжение истории выглядит правильно сформированным симбиозом. Из франшизы про Аннабель берем только куклу, из «Заклятий» — атмосферу. Получается просто отлично: темно, напряженно, со скримерами, когда в зале реально вскрикивает далеко не один впечатлительный человек, а после особо резких моментов кто-то восклицает «сука!». И — самое главное — многие вещи кажутся такими предсказуемыми, такими привычными для подобного рода хорроров, а все равно порой подскакиваешь в кресле.

Классические приемы по запугиванию зрителя все-таки работают в руках мастера. А мастером в этот раз стал Гари Доберман, дебютировавший как режиссер (конечно, не без помощи профи Джеймса Вана). Мы его знаем по сценариям двух фильмов франшизы о проклятой кукле, а также по сценариям к «Проклятию монахини», сериалу «Болотная тварь» от DC и — главное — к фильму «Оно» (2017). К новой истории про Аннабель он также написал сценарий. Кажется, ему лучше снимать ужасы по своему сценарию самостоятельно — ибо получилось действительно достойно.

Есть, конечно, некомфортная и непрекращающаяся темнота — почти на протяжении всего фильма — и верно подобранный саундтрек (пока что эффект «Реинкарнации», где все ужасное происходит почти в тишине, не распространился так широко). Есть девочки, такие милые и беззащитные, что за них априори страшно. Есть, кроме комнаты с артефактами, не один интересный закуток в доме — где есть на что посмотреть. И, конечно, не в одной кукле дело. Она как маяк для всего плохого, что только может откликнутся, находясь поблизости, так что вечер (ночь, да) знакомств с самыми разными интересными персонажами и их историями будет довольно долгим — не сказать, что приятным. Все по канонам, даже с этими обыденными глупостями: не включить свет, пойти туда, где темно, спустится туда, где страшно. И, тем не менее, цепляет. В отличие от двух других кукольных предшественниц.

Помимо страшных штук и почти не прекращающегося напряжения (за чем, собственно, люди и ходят на ужастики в кино), есть и поверхностно задетая тема социальной адаптации Джуди. Как дочь медиума, она вполне себе разбирается в потустороннем, а это не то чтобы лучший способ познания мира людей — копаться в историях людей мертвых. Вдобавок, она наследует от родителей косые взгляды соседей и одноклассников. При этом, конечно, она знает гораздо лучше, чем няня или ее подружка, как защититься от нечисти. Получается некий перекос — и налицо раннее взросление и чрезвычайная рассудительность. Плюс постоянно отсутствующие дома родители. Но все вышеперечисленное не складывается в сумме в крупный драматический фактор, так как печалиться там некогда.

Еще один момент, который вписался как банальная безысходность, но каши не испортил: травматичный опыт одной из героинь. Подобного рода история уже встречалась в одном из фильмов франшизы, более того, этот прием в целом довольно неоригинален. Но когда мы говорим о классическом хорроре, то разве стоит вносить новаторские идеи, если лекала уже так хорошо работают?

Фильм сам по себе, при бесконечном количестве приквелов и спин-оффов, представляет собой самостоятельную историю, так как по итогу отсылка здесь одна: в самом начале — к истории куклы. Смотреть все предыдущие фильмы, дабы насладиться «Проклятием Аннабель 3», вообще необязательно — разве что ради милашки Уилсона, поющего Falling in love под гитару, и ради игры пары Фармига-Уилсон в целом: они прекрасны.

Кстати, есть все-таки еще кое-что, объединяющее «Заклятие» и новый фильм про куклу Аннабель: бодрый саундтрек времен любви к рок-н-роллу.

В кино с 27 июня.

Об авторе /

Шеф-редактор