Вверх

Мини-сериал «Риллинтон Плейс»: история газового маньяка

Скоро на экраны выходит фильм «Красивый, плохой, злой» о знаменитом Тэде Банди, затем — «Так говорил Чарли» о девицах, убивавших ради Мэнсона, от режиссера «Американского психопата», параллельно можно увидеть документальный сериал о том же Банди, и даже неонуарный «Имя мне Ночь», связанный с историей Черного Георгина. Мир не перестает интересоваться темными историями серийных убийц, но не все они сняты одинаково красиво. Сегодня я решила напомнить о действительно стоящем мини-сериале «Риллингтон Плейс» (ноябрь`16), где главную роль исполнил талантливейший Тим Рот.

 

Почему «мини»?
Потому что 3 серии по 50 минут, это очень мало для сериала и многовато (минут на 20-30) для полнометражки.

Что за адрес?
Это улица в Лондоне, переименованная в Растон клоуз после трагичных и страшных событий в 40-х годах XX века. Еще одна смена названия произошла после сноса домов, где произошли преступления и их повторной отстройки в 70-х гг. Теперь это Батл-роуд и площадь Св.Андрея.

Исторический факт:
Данная история вызвала большой резонанс в обществе, ибо изначально в убийствах был обвинен Тимоти Эванс, и, более того, он был повешен за эти убийства. Этот случай стал одной из самых известных судебных ошибок в истории и считается одним из главных факторов отмены смертной казни в Великобритании в 1965 году.

Еще один факт: Джон Кристи был изначально не серийным убийцей («газовый маньяк»), а вернувшимся с фронта Первой Мировой солдатом с изрядно подпорченным здоровьем (из-за газовых атак).

 

Даты выхода:
Сериал увидел мир в конце 2016-го, однако, до России добрался лишь в январе 2017-го. Сезон всего один, серий всего три.

Примечание: в 1970-м году на экраны вышел фильм «Риллингтон Плейс, дом 10», главный роли в котором сыграли прекрасный Ричард Аттенборо и не менее прекрасный Джон Хёрт. Насколько известно, больше фильмов по этой истории не снимали.

В мире кино столько историй о маньяках,— зачем смотреть именно это?
Помимо исторической важности и слабого освещения данной истории в современном кино, есть еще одна важная причина: потому что там Тим Рот. И не просто Тим Рот, а Тим Рот, играющий того самого убийцу по имени Джон Кристи.

Но переместимся по адресу Риллингтон Плейс, 10

Итак, Лондон. Косный такой, серый, грязный, безысходный, мрачный… Мы видим уже немолодую женщину со своеобразными, грубоватыми чертами лица, с морщинками сомнения и неким внутренним страданием: она 9 лет не видела мужа. 1939 год, время жестоких перемен,- но Этель (Саманта Мортон, «Сладкий и гадкий», «Особое мнение», «Распутник», «Контроль», «Золотой век»), нашла мужа, и они воссоединились. Она правильная жена, умеющая хранить верность, она мало говорит и никогда не перечит мужу, и остается с ним, осознавая, что он болен, даже когда понимает, что их супружеское ложе — место страшного деяния…

А муж – это Джон Кристи (Тим Рот, не нуждается в представлении), он весь такой из себя хилый и жалкий, такой несчастный на вид, с залысиной, в круглый очках ― как стареющий школьный учитель, гнущийся в сторону земли. Едва ли скажешь, что он опасен, хотя со временем Этель становится страшно находиться с ним. Но они женаты, они близки, и они воссоединяются в стареньком домике на Риллингтон Плейс, который трясет от проходящих мимо поездов, но зато есть садик, в котором так приятно  ̶з̶а̶к̶а̶п̶…копаться, рассаживая цветы.

К слову, в сериале жена Джона Этель называет его «Рэджи» или «Рэджинальд» ― это его второе имя, так что не удивляйтесь.
Но у Реджи и Этель, может, если и есть любовь, то она точно не перетекает в физиологию, и, в конце концов, это наталкивает несчастную женщину на подозрения, ведь она знает, что ее муж куда-то пропадает по ночам, она чувствует запах чужого парфюма, и видит (а может, кажется?) его в компании молодых и обаятельных девиц.

Наступает 1940 год, и жизнь продолжает быть такой же серой, как весь окружающий город, как люди, как предчувствие бомбежки, как мрачная тайна, дремлющая внутри Рэджи, как молчание и пугливая покорность Этель. Они просто сидят и говорят, или он читает газету, или она просыпается посреди ночи в двуспальной кровати, и не находит мужа, а утром он спит в кресле…

Это все в целом образует атмосферу безысходности, беспросветного тумана, какого-то удушающего непонимания, и фильм становится некомфортно смотреть, но это не триллер или боевик — это биография «как есть», без искусственной яркости или цепляющего саундтрека. Тут вообще один только саундтрек: музыка бесконечной тревоги, неискореняемой и липкой. Скорее всего, вам не понравится смотреть именно потому, что отделаться от ощущения вовлеченности, абстрагироваться и хмыкнуть не получается — не тот случай. Смотреть тяжело и неприятно. Не хочется. В этом вся суть: фильм может — и погружает в дискомфорт, который не прекращается, если переключить внимание, который мешает расслабиться в кресле и просто наслаждаться просмотром.

Если обобщить, то это растянутый гнетущий триллер где-то около Хичкока, плюс осознание, что ЭТО действительно происходило — но без луж крови и скримеров.

Об авторе /

Шеф-редактор